Роддом – не курорт
Светлане Лукашенко 38. Совсем недавно женщина стала многодетной мамой – в семье родился третий ребенок. Вместе с папой на выписку за сестренкой пришли сыновья Светланы – Александр и Артем.
- Я рожала в трех разных роддомах, – рассказывает Светлана. - Старший сын Александр родился 13 лет назад в Загородном. Средний, Артем появился во втором роддоме, сейчас ему 4 года. И вот теперь я родила дочь Милану в перинатальном центре. Пребывание в ОПЦ показалось наиболее комфортным. Удивило отношение медиков к детям – как к родным. К тому же, мы пошли на естественные роды. Меня не стали уговаривать на кесарево.
Третья беременность оказалась непростой. Попав в группу риска, в страхе за будущего ребенка Светлана обратилась в «Палату по защите прав пациентов». Новую клиентку тут же направили к главврачу в ОПЦ. Надежда Туманова взяла пациентку под опеку и наблюдала вплоть до родов. Рожать решили естественным путем. В конце апреля Светлана родила здоровую дочь.
- Светлана – очень ответственная мама, – говорит Галина Шипарева, учредитель ВРОО «Палата по защите прав пациентов». - К сожалению, в нашей практике бывают и другие клиенты. К примеру, к нам обратилась женщина на 37-й неделе беременности. На учете не состоит, ни одного обследования за все время. Что там с ребенком – не известно. О чем она думает и какой роддом «обрадуется» такой пациентке? Мы подчеркиваем, что будущие мамы, в первую очередь, должны сами нести ответственность.
Не так давно по Владимиру прошел слух об оттоке рожениц. Мол, будущие мамы уезжают рожать в другие города, например, в Иваново. А доверие к владимирским роддомам падает. В ОПЦ уверяют: необходимости уезжать из Владимира к иногородним акушерам у мамочек нет. А сам перинатальный центр даже ориентирован на тяжелые случаи. Здесь и реанимация, где выхаживают слабых и недоношенных деток, и мощное оснащение.
- К примеру, мы применяем продленную эпидуральную анестезию, которую контролирует сам пациент, – рассказывает Дмитрий Шабалин, заместитель главного врача по лечебной части ОПЦ. - Раньше, чтобы ввести женщине обезболивание, требовалась манипуляция врача. Теперь роженице достаточно нажать кнопку, чтобы продлить себе анестезию. Дело одной секунды. Аппарат умный, риск передозировки исключен.
Еще совсем недавно за роды с партнером надо было платить. Теперь они бесплатные, как во втором роддоме, так и в ОПЦ. Только в перинатальном центре за 2017-й год было 48 партнерских родов, в 2018-м – 90. Для беременных открыты школы материнства, которые могут посещать жительницы не только города, но и области. В обоих роддомах совместное пребывание матери и ребенка. А номера телефонов медиков в открытом доступе в интернете.
- Также мы практикуем раннюю «активацию» женщины в постродовом периоде, – продолжает Дмитрий Шабалин. - Не даем залеживаться, заставляем вставать, расхаживаться. Мы прекрасно относимся к мамочкам, но женщины должны понимать, что здесь не курорт, и ответственно подходить к делу.
- А еще мы не приветствуем домашние роды, – поддерживает Галина Шипарева. - Сейчас женщина вправе сама выбирать, но все-таки не стоит поддаваться модному веянию. Можно, конечно, рожать дома, но только если рядом с мамочкой профессионал, стерильные условия, а под окном дежурит скорая. Домашние роды – большой риск и ответственность. К сожалению, нам известен негативный случай.
«Мы получили лекарство из Франции»
«Палату по защите прав пациентов» в октябре 2018-го создали активные мамы Светлана Георгиева и Галина Шипарева, а также Дмитрий Соловьев. Однако фактически работа ведется ими уже три года. Помимо учредителей в организации работают кризисный психолог и медиатор. А сама «Палата» представлена на уровне областной медицины, со многими главврачами больниц региона они знакомы лично.
- Был случай, когда к нам обратились клиенты с редким генетическим заболеванием у ребенка, которое по законодательству не подлежит обеспечению лекарствами, – рассказывает Галина Шипарева. - Пришлось помогать в получении препаратов. В итоге через департамент и Министерство здравоохранения получили экспериментальный препарат из Франции для купирования приступов у ребенка.
Причины, по которым люди обращаются в «Палату по защите прав пациентов», самые разные: от тяжелой беременности и невозможности достать нужное лекарство до элементарного недопонимания пациента с врачом. В «Палате» признаются, что 90% обращений к ним сделаны на эмоциях. Впрочем, стресс – тоже их профиль. Желающих обратиться за помощью ждут в группе во «ВКонтакте»: https://vk.com/palatapatient33.