Улица «на галерах»

На берегу Клязьмы раньше располагались пристань, купальни и портомойни

Мы продолжаем серию публикаций об улицах Владимира, в которых молодой, увлеченный краеведением, ученый Андрей Ершов рассказывает читателям «МК» во Владимире» интересные факты из истории улиц нашего города.

На берегу Клязьмы раньше располагались пристань, купальни и портомойни
На стыке улиц Николо-Галейской и Подбульварной стояла кузница Фото: Андрей Ершов

Улица Николо-Галейская во Владимире берет свое начало под мостом через Клязьму и тянется от пересечения улиц Муромская и Урицкого (бывшая Подбульварная) до улицы Летнеперевозинская параллельно реке Клязьме. Пролегает она по южному склону вала Нового города, появившегося еще во времена правления князя Андрея Боголюбского...

На берегу реки, около пристани

Первое, что бросается в глаза, — это уникальное название, единственное в своем роде, больше нигде улиц с таким названием нет. Названа Николо-Галейская улица в честь Николо-Галейской церкви. Происхождение первой части названия храма — Никольская — едва ли у кого-то вызывает удивление, оно всем понятно. Чего нельзя сказать о второй части названия. В слове «Галейская» отражена история этого места. Улица расположена на берегу Клязьмы (сейчас улицу от реки отделяет железная дорога, но до середины 19 века железной дороги не было). А как известно, в древности и до недавнего времени реки являлись главными транспортными артериями. Клязьма не была исключением.

Во Владимире существовала пристань, которая называлась «Галеи» (устар. «галеры»). Возле пристани находился храм во имя Святителя Николая Чудотворца. Так как во Владимире были и другие храмы во имя этого святого, требовалось уточнение, и оно нашлось: раз храм находится на пристани Галеи, то храм — Галейский. Со временем слово «галея» вышло из употребления, а в 17 веке вернулось в Россию через Германию в форме «галера». Слово «галея» теперь стало непонятным, и в речи владимирцев произошло переосмысление названия — в 19-20 веках даже в официальных документах название улицы нередко писалось как «Николо-Галилейская» (слово «Галилея» православному населению города было понятнее). Таким образом в названии улицы отражено ее расположение — на берегу реки, около пристани. Кстати, до середины 20 века рядом с Николо-Галейской находилась улица Набережная, тоже «речной» тематики.

 

Старое фото Владимира «Общий вид города от купален»

Стояли Волжские ворота...

В настоящее время на улице стоят только жилые дома и Николо-Галейская церковь. Совсем другая ситуация была в прошлом. Как уже говорилось, улица проходит по подножию древнего оборонительного вала, а это значит, что в древности там, где сейчас северная сторона улицы, располагались крепостные стены и башни. На месте же современного пересечения Муромской и Николо-Галейской улиц стояли Волжские ворота. Уже по названию можно понять важность этих ворот для владимирцев тех времен — через них можно было попасть на великий Волжский торговый путь (естественно, проплыв сначала Клязьму и Оку). В более поздние времена на пересечении Муромской и Николо-Галейской улиц стояла Муромская застава. Устанавливать заставы по европейскому образцу со шлагбаумами (от нем. «упавшее дерево») на въездах в города повелел еще Петр Первый для проверки документов у проезжающих и сбора податей. С 1754 года, когда внутренние таможни в России были отменены, на заставах только проверяли документы. Караулили там «инвалиды» — в 18-19 веках так называли обычных старых солдат.

Благодаря Клязьме, как важному торговому пути, и Волжским воротам на пересечении Муромской и Николо-Галейской улиц располагалось еще одно интересное строение — Сретенская церковь. Первый храм на этом месте был воздвигнут в середине 12 века, когда Андрей Боголюбский привез во Владимир чудотворную икону Богородицы, названную позже Владимирской. Храм поставили на месте, где состоялась встреча («сретение») горожан и иконы. За свою многовековую историю церковь неоднократно погибала в пожарах и снова восстанавливалась. А в 1784 году ее перенесли (благо, она была деревянная, то есть ее можно было по бревнышку разобрать и заново собрать уже на другом месте) в Солдатскую слободу (современное начало улицы Красноармейская, где сейчас на ее месте стоит каменная Сретенская церковь, построенная в 1807 году). А на историческом месте расположения церкви воздвигли часовню, которая была снесена в советские годы.

Церковь — под цех фруктовых вод

Находящейся на этой улице другой церкви — Николо-Галейской — повезло больше, она дожила до наших дней. Когда впервые был воздвигнут храм на берегу Клязьмы, точно не установлено. Одно из первых упоминаний — 1628 год, тогда храм был деревянный. В 1733-1736 годах на средства богатого мещанина И. Г. Павлыгина был воздвигнут каменный храм, сохранившийся до наших дней. В храме был уникальный колокол, отлитый в Голландии, о чем свидетельствовала надпись «В году Господнем 1644 вылил меня Яков Нотеман». С середины 1880-х годов при храме действовала церковно-приходская школа, располагавшаяся в специально построенном для нее доме.

 

В Государственном архиве Ивановской области мне посчастливилось найти информацию о советском периоде в истории храма. Первая попытка закрыть храм пришлась на начало 1930 года. Тогда в нем планировалось разместить артель по производству фруктовых вод, причем не просто разместить, но и основательно перестроить здание, в частности, снести колокольню. Недовольство верующих таким беспределом по отношению к религии и, в частности, к храмам, выразившееся в многочисленных письмах в Кремль, заставило самого Сталина выступить со статьей «Головокружение от успехов», в которой он среди прочего неодобрительно отзывался и о таком оголтелом закрытии храмов. В числе тех церквей, которым повезло заново открыться, была и Николо-Галейская. На запрос властей к инициаторам закрытия о наличии средств на переоборудование храма в цех фруктовых вод не было получено ответа (вероятно, и средств не было), и вопрос о закрытии храма был оставлен открытым.

В сентябре печально известного 1937 года был арестован священник этой церкви — Николай Крылов. Верующие пытались найти другого, но их попытки не увенчались успехом. Отсутствие священника и церковных служб привело к тому, что верующим пришлось платить все налоги за храм исключительно из собственных средств (пока храм действовал, налоги в немалой степени уплачивались священником из сумм, полученных за исполнение треб), при этом не пользуясь храмом. К этому далеко не все верующие были готовы. В результате задолженности по налоговым платежам в октябре 1938 года были вынесены постановления горсовета и облисполкома о закрытии храма за долги и передаче его под хозяйственные нужды военведа. По данным за 1961 год, храм использовался под базу Текстильторга. И только в 1990-е гг. богослужения в храме возобновились.

«Пекинка» старого Владимира

Сегодня тысячи людей, проезжая над началом Николо-Галейской улицы, возможно, даже и не догадываются о ее существовании. Совсем другая ситуация была до середины ХХ в., когда не было существующего сейчас моста в Загородный — он построен в 1955-1960 годах, а был наплавной мост. Подъехать к нему можно было, только пересекая Николо-Галейскую или по самой Николо-Галейской.

Следует отметить, что долгое время дорога на Нижний Новгород шла через Муром, то есть Николо-Галейская была частью дороги Москва — Нижний Новгород, своего рода «пекинка» старого Владимира. Была на улице и инфраструктура, необходимая путникам, направляющимся в дальние края. Так, например, на стыке улиц Николо-Галейской и Подбульварной стояла кузница.

Впрочем, улица была интересна не только дальним путникам — на берегу Клязьмы любили отдыхать горожане, в реке купались, к услугам состоятельных горожан стояли купальни, пользование которыми осуществлялось за определенную плату. По берегу реки располагались также портомойни, на которых стирали и полоскали белье.

До революции Николо-Галейская делилась на две части: Нижняя Николо-Галейская (шла параллельно железной дороге) и Верхняя Николо-Галейская улица (от одноименной церкви до Летнеперевозинской ул.). В советские годы ее переименовали в улицу Калинина. Произошло это в первую волну переименований улиц во Владимире, в 1923 году, когда с карты города было стерто 18 названий религиозного характера. Не исключено, что, если бы вторая часть названия не превратилась в народном сознании из «Галейской» в «Галилейскую», улица могла бы частично сохранить свое историческое название. Такие примеры в нашем городе были: Николо-Кремлевская стала Кремлевской, Троицкая-Подгорная стала 1-й и 2-й Подгорными. В 1927 году всерьез обсуждалось предложение назвать Нижнюю Николо-Галейскую улицу Железнодорожной (в том же году Железнодорожной стала 1-я Щемиловка, идущая параллельно Вокзальной улице). При этом нельзя не заметить, что предложение не было лишено здравого смысла: Николо-Галейская действительно пролегает вдоль железной дороги, в то время как 1-я Щемиловка, ставшая Железнодорожной, находится в некотором удалении от железной дороги. Но самое удивительное, что до октября 1967 года улица Калинина делилась на две части: Нижняя Калинина и Верхняя Калинина. Решением сессии горсовета в сентябре 1990 года улице Калинина было возвращено историческое название.

В настоящее время улица с такой богатейшей историей обделена вниманием и властей, и краеведов, и верующих. Находясь в историческом центре города, улица не входит в туристические маршруты. Не исключено, что в других городах на улицах, имевших в прошлом столько интересных объектов, восстановили бы и крепостные валы с въездными воротами, и заставу, и церковь или часовню. Ни о чем подобном применительно к Николо-Галейской улице речи не идет. Даже пешеходные прогулки по улице не совсем удобны из-за отсутствия тротуаров. На улице много заброшенных и полузаброшенных домов и пустырей. Есть лишь некоторая надежда на то, что в случае создания на берегу Клязьмы набережной будет проведено благоустройство и прилегающих улиц, в числе которых окажется и Николо-Галейская.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру