Свет, который везде

Каким был Борис Французов - об этом, не дожидаясь юбилеев и памятных дат, мы поговорили с его вдовой Юлией Николаевной

Каждый раз, стоя перед офортами в выставочном зале и вглядываясь в маленькие черточки, из которых они состоят, я думала: «Этот Французов, наверное, был гений!»

Каким был Борис Французов - об этом, не дожидаясь юбилеев и памятных дат, мы поговорили с его вдовой Юлией Николаевной
Фото: Алексей Иванов. Юлия Николаевна

Однажды я пришла в гости к своей знакомой - любительнице путешествовать. На почетном месте у нее в квартире стоят сувениры из разных стран. И вот среди ракушек, картинок, открыток, стеклянных фигурок и глиняных статуэток, я обнаруживаю необычную картину с филигранно выполненным черно-белым рисунком. «Ой, а это из какой страны?» - заинтересовалась я. «Ну ты даешь — удивилась моя знакомая. - Этот экслибрис - творение рук известного художника Бориса Французова». С тех пор я все чаще стала обращать внимание на произведения Французова. И каждый раз стоя перед картиной в выставочном зале и вглядываясь в маленькие черточки, из которых она состоит, я думала: «Этот Французов, наверное, был гений!».

Каким был Борис Французов, и в чем был его гений - об этом, не дожидаясь юбилеев и памятных дат, к которым можно было бы приурочить беседу о художнике, мы поговорили с его вдовой, председателем Фонда Бориса Французова, Юлией Николаевной Французовой.

Фото из архива Ю.Н. Французовой. Борис Николаевич Французов

- Юлия Николаевна! Когда я смотрю на офорты Бориса Федоровича, мне на ум приходит аналогия с кадрами кино- и фотохроники. А нет ли у мастера автобиографического офорта?

- Такой офорт действительно существует. Он так и называется «Автопортрет». Этот офорт выполнен по мотивам старых фотографий и детских воспоминаний Бориса Федоровича. В центре — крупным планом лицо художника в обрамлении как бы старых снимков: фотография отца, не вернувшегося с фронта и «треугольнички» солдатских писем; молодая женщина с грудничком на руках - его мать, которая умерла, когда ему не было двух лет; он, Борис, шестилетний мальчик с бабушкой и дедушкой, которые воспитали его после смерти родителей; интерьер деревенской избы и кусочек пейзажа камешковской деревни Зауечье, где прошло его детство...

А его биография - в выставках и его работах. Борис Федорович родился художником, жил, как художник, и умер, как художник.

- И сразу после его смерти был создан Фонд имени Бориса Французова?

- Практически сразу — Фонд существует с 1994 года. Идея создать Фонд, который сохранял бы наследие художника, появилась, когда мы готовили первую посмертную выставку Бориса Федоровича.

Сегодня на базе мастерской мы не только пропагандируем творчества Бориса Французова, но и занимаемся просветительской деятельностью: проводим экскурсии, организуем Дни памяти Художника, устраиваем разнообразные конференции и круглые столы, работаем со школьниками и студентами, издаем альбомы, книги, каталоги, проводим, ну и конечно занимаемся организацией выставок. За 17 лет деятельности Фонда мы провели более 50 выставок. Две из них прошли в престижных выставочных залах столицы. Помимо офортов мы выставляли линогравюры, гуаши, экслибрисы, рисунки, акварели.

- Юлия Николаевна, объясните пожалуйста в двух словах технику создания офорта.

- Когда в мастерскую на экскурсию приходят дети, и я спрашиваю их: «Как, вы думаете, была создана эта картина?». Они хором говорят: «Это рисунок карандашом!». Эффект действительно «карандашный». Только художник наносит изображение на металлическую пластину, доску, обработанную специальным способом и печатает с нее оттиск на бумаге.

Вообще слово «офорт» происходит от французкого «eau-forte» — азотная кислота. И означает вид гравюры на металле, в котором углубления создаются путем травления кислотами.

- Я знаю, что Бориса Французова называют одним из отцов-основателей владимирского офорта. А как он пришел к этой технике?

- В 70-80-е годы офорт был очень популярен в СССР вообще и во Владимире в частности. В этой технике работали многие художники. Вот и Французов увлекшись линогравюрой, постепенно пришел к офорту. Сегодня специалисты-искусствоведы называют Бориса Федоровича создателем совершенно нового уникального явления в истории графики— графической картины.

Фото из архива Ю.Н. Французовой. Борис Николаевич Французов

- Многие зрители видят черно-белые офорты Французова «в цвете»...

- Уникален метод которым пользовался художник - Французов шел к офорту от цветных этюдов. На лето мы всей семьей уезжали в деревню. Там Борис Федорович он с утра до вечера «красил» пейзажи гуашью и маслом, ловил мгновения — было ли это темное грозовое облако, или необычный закат. В день он рисовал пять-шесть рисунков. Он как бы схватывал цвет, пропитывался им, так сказать «запасал краски на зиму». Наступала осень, и мы переезжали обратно в город, Борис Федорович увозил с собой стопки цветных этюдов. Эти этюды и служили материалом для офортов, в которых как бы проступал набранный за лето цвет.

- Есть замечательные слова Бориса Французова, которые сейчас часто цитируют: «Мир, в котором мы живем, - прекрасен. Прекрасно все: люди, громадная скульптура поверхности Земли, ветер, трава, вода, смена времен года - все, все... Но самое прекрасное и загадочное - свет, который везде, и в нас тоже».

- Да, свет является главным героем его офортов. Его работы светоносны. Часто небо занимает большую часть листа и все пространство на картинах пронизано светом. Этот небесный, божественный свет в то же время есть свет физический.

- Борис Французов смотрел на мир глазами художника?

- Да, это действительно так. Например, в деревне, на огороде он требовал сажать только то, что сгодилось бы на натюрморты. Или, увидев принесенную корзину грибов, спешил их нарисовать. Лук, связанный в косы, поспевшие тыквы, яблоки, предметы хозяйственного обихода — все превращалось в прекрасные натюрморты.

- Юлия Николаевна, скажите, а чем, по-вашему, отличается выдающийся художник от просто хорошего художника?

- Борис Федорович говорил так: «Высокое искусство - то, глядя на которое хочется молиться Богу». Мне кажется выдающийся художник — это художник, творящий высокое искусство. Он вне времени, он для всех и всегда. Художник, который интересен и обывателю, и искусствоведу.

- Он был верующим человеком?

- Да, но как-то тоже очень тихо — не вопреки и не напоказ. Борис Федорович хотел, чтобы от его картин, как от старых фотографий, веяло добром, чтобы человек, который смотрел на его картины, становился добрее и чище. Внимательный зритель, глядя на пейзажные офорты Бориса Французова не может не почувствовать в них присутствия Бога.

- Наследие Бориса Французова насчитывает сотни и сотни офортов, линогравюр, рисунков, гуашей, акварелей, экслибрисов. А у вас есть любимое произведение?

- У Французова я люблю все. Конечно, офорты прежде всего. Например, офорты «Береза на ветру», «Лето», «Июль», «Весенняя вода».

- Скажите о Борисе Французове одним предложением.

- Борис Федорович ответил бы вам так: «Я многогранен, как граненый стакан». А если серьезно, он любил искусство, свое дело, любил людей, любил свою малую родину — деревню Зауечье - и большую — Россию. А если совсем коротко, я бы сказала так: «Борис Французов был Художником».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру