Рассказывает Ольга Юрьевна Милушкина, доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент РАН, проректор по учебной работе Пироговского Университета.
На мой взгляд, существуют три ключевых аспекта, заслуживающих особого внимания.
Во-первых, уровень осведомленности нашего общества, в первую очередь родителей и педагогов, о психолого-физиологических особенностях детского возраста оставляет желать лучшего. В раннем возрасте существует острая биологическая потребность в физической активности, которую мы, взрослые, зачастую жестко ограничиваем. Тридцать пять лет назад академиком А.Г. Сухаревым было научно обосновано, что в дошкольном возрасте дети совершают около 25 тысяч активных движений в день. Повторное исследование, проведенное в 2015 году, показало снижение этого показателя до 12 тысяч. Дети в детских садах двигаются значительно меньше, чем прежде. Многие проблемы, наблюдаемые сегодня в сфере ментального здоровья, связаны с неудовлетворением этой базовой биологической потребности в движении.
Ребенку необходима возможность двигаться не только в специально оборудованных помещениях, но и на открытом воздухе. Для этого требуется безопасное и доступное игровое и спортивное оборудование.
Важно, чтобы у ребенка был взрослый, ответственный за обеспечение достаточной двигательной активности в течение дня. Это может быть родитель, няня или бабушка с дедушкой. Формирование здорового образа жизни начинается в детстве, когда закладываются соответствующие нейронные связи. Необходимо прервать существующую негативную тенденцию и создать новые, положительные привычки. Это требует осознанных усилий, мотивации и четкой доминанты в сознании. Мы наблюдаем, как наши студенты, когда у них появляется такая возможность, с энтузиазмом откликаются на подобные инициативы. Они хотят двигаться больше, но часто не имеют для этого необходимых условий.
Сегодня ощущается нехватка детской одежды, соответствующей потребностям активного ребенка. Производителям детского текстиля необходимо пересмотреть существующие подходы к размерному ряду и составу тканей.
Второй важный вопрос – это вопрос об авторитете для ребенка. В начальной школе бесспорным авторитетом является учитель. Необходимо сосредоточить усилия на подготовке и разработке программ поддержки для педагогов начальных классов. То, что ребенок увидит и воспримет в этот период, окажет определяющее влияние на всю его дальнейшую жизнь.