За минувшую неделю сотрудники правоохранительных органов Владимирской области зафиксировали 77 преступлений, совершённых против местных жителей с применением IT-технологий. Жертвы этих неправомерных действий утратили более 23 млн рублей.
Под предлогами таких, как «перевод средств на безопасный счёт», «дополнительная прибыль от инвестиций», «замена медицинского страхового полиса» и «несоответствующий трудовой стаж», мошенники похитили накопления у граждан.
Так, в полицию города Владимира обратилась 69-летняя жительница областного центра. Она объяснила, что получила сообщение в мессенджере от якобы своего бывшего руководителя. В тексте говорилось, что на предприятии проходит проверка, которая может выявить ошибки бывших сотрудников. Лжеруководитель предупредил, что вскоре ей позвонит представитель правоохранительных органов, и рекомендовалось строго следовать его указаниям. Соответствующий звонок действительно состоялся — мужчина на другом конце линии утверждал, что разговор конфиденциальный, и за распространение информации она может быть наказана. Злоумышленник настойчиво интересовался ее банковскими данными. Введенная в заблуждение, женщина перевела свыше 3 млн рублей на «безопасный счёт».
В случае с 45-летней жительницей Владимира, разговор с «представителем пенсионного фонда» привел к утрате почти 700 тысяч рублей. Мошенник убедил её пересчитать трудовой стаж из-за ошибок бывшего работодателя. Следуя инструкциям, женщина взяла кредиты и перевела все средства на неизвестный счёт.
В настоящее время следственное управление УМВД России по Владимиру проводит расследование по этим делам.
Полиция предупреждает, что дистанционные аферисты используют видеозвонки через мессенджеры для убедительности. Сначала они звонят потенциальной жертве. Когда человек выражает сомнение, мошенник отправляет фотографию, например, служебных документов, а затем звонит по видеосвязи, представляясь сотрудником банка или правоохранительных органов. Задача афериста — убедить, что звонок исходит от должностного лица и все его требования законны. Убедив жертву, мошенник начинает психологически давить и настаивать на выполнении конкретных действий.
Не забудьте сами и расскажите близким, что нельзя передавать незнакомцам данные банковских карт и счетов, коды из смс, пароли, устанавливать сомнительные приложения и переводить деньги. Лучше сразу прекратить любой подозрительный звонок. Также не рекомендуется выходить на видеосвязь, так как мошенники могут записать ваше изображение и использовать его в своих целях.
Оставайтесь бдительными! Имейте в виду, что банки, госучреждения, социальные службы и операторы связи не связываются через мессенджеры.