Заводская проходная, что в люди вывела меня

Борис Иванович Иванов, труженик тыла, хорошо помнит лето 1941 года. 10-летним мальчишкой он ходил смотреть на сборы у клуба, откуда мужчин отправляли на войну с врагом. К слову, в Иванищах тогда было много добровольцев, старший брат Бориса Ивановича приписал себе 1 год и тоже ушел воевать, впоследствии был ранен, но вернулся живым, а многие так и остались на полях сражений.

Заводская проходная, что в люди вывела меня
Труженик тыла Борис Иванович Иванов. Фото: Любовь Егорова

Видел самого Курчатова

- Во время войны мы жили втроем – мама, старшая сестра и я. Голодно было, особенно весной, но школу я не бросил, закончил 7 классов, успел поработать на торофоразрабтке рядом с Иванищами, мы копали осушительные каналы. Бригада состояла из молодых ребят, но были и те, кто вернулся с фронта после ранения, трудились в основном зимой, землю копали деревянными лопатами (их называли у нас насадки). Работали за карточки, на которые выдавали 1 кг хлеба и крупы немного. Два года я там проработал. Затем устроился на Иванищенский стекольный завод учеником машиниста на паровую машину (которая в то время работала на дровах или на торфе), быстро освоил профессию и стал работать самостоятельно пока не призвали в армию. Служил под Челябинском-40, на закрытом предприятии, где обогащали уран, мы охраняли промышленную зону. Четыре года длилась моя служба, нам хоть и говорили про опасные для здоровья места, дозиметром замеряли, но мы, молодые, не очень обращали внимание. Во время службы мне посчастливилось увидеть самого Курчатова, он уже был немолод, с бородкой и выглядел очень усталым. Спросил, откуда я родом, говорю – с Владимирской области; там, говорит богомазы живут, знаю!

70 лет счастья на двоих

Перед армией я женился на девушке, Соне, в школу вместе ходили, потом гуляли и дом ее напротив нашего стоял, предполагали, что осенью меня и призовут в армию, а ушел на службу через 20 дней после свадьбы. Супруга мне верная досталась, все 4 года жила у моих родителей, вот в этом доме, и ждала... Вместе мы счастливо прожили без малого 70 лет, две дочери у нас и сын. В прошлом году похоронил свою Софью Васильевну, сын еще раньше ушел из жизни. Со мной рядом живет дочь, внуки навещают, и правнуки уже есть. Когда вернулся из армии пошел работать на завод в гараж слесарем, затем начальником транспортного цеха, потом трудился освобожденным председателем заводского комитета и заодно выполнял функции председателя профсоюзного комитета. Через 2 года вернулся в цех выработки стекла, делал различные стеклоизделия – рюмочки, фужеры, кувшины. Позже устроился работать мастером-отдельщиком в художественный отдел завода к художнику Юрию Колову. Творческая работа мне пришлась по душе, мы много ездили по стране на художественные советы, делились своим опытом и перенимали у других, побывали во многих городах бывшего СССР. За создание высокохудожественных изделий, композиций оленей, цветов и т.д. мне присвоили звание мастер- художник. Многим моим односельчанам, как и мне, завод дал путевку в жизнь. На заводе я вырос, стал профессионалом своего дела и уважаемым человеком. 

Моя малая Родина

Завод наш существует с 1846 года, здесь работал мой дед, родители, я проработал на заводе 62 года! Во время войны предприятие тоже работало, чтобы не остановить производство работники санками возили топливо, дрова и торф для паровой машины, а это – 10 км туда и обратно. Тяжело было, но деваться некуда. Завод спасал людей в лихую годину, хоть небольшую зарплату, но получали, иногда выдавали зарплату изделиями – ламповыми стеклами, очень востребованными на тот период, выпускали цилиндры для военного производства, колбы, стаканы. В 50-е годы завод начал подниматься при Паршикове Николае Васильевиче, директор он был строгий и справедливый. Модернизация началась со строительства узкоколейной железной дороги, затем построили новую котельную, подвели электрическую сеть высокого напряжения. Все это способствовало расширению выпускаемой продукции – фужеры, рюмки, вазы, кувшины обрабатывались алмазной гранью. В это же время комсомольцы тачками возили отработанную золу с завода, засыпали болотистое место в центре поселка, а затем разбили сквер и установили памятник погибшим воинам в ВОВ. 

Памятник воинам ВОВ в пос. Иванищи. Фото: Любовь Егорова

В 1947 году создали первую футбольную команду, игроками были участники войны, я – один из самых молодых (17 лет), находили время для тренировок, азартные были, выезжали на игры за пределы района. 

Футбольная команда Иванищенского стекольного завода, 1947 г. Фото из личного архива Бориса Ивановича Иванова

Начал активно застраиваться сам поселок, появились новые улицы – Первомайская, Пионерская, Центральная. Сначала квартиры получали по очереди, те, кто трудился на заводе, затем, с легкой руки директора, выдавали нуждающимся стройматериалы, и люди сами строили свои дома. Так, две мои дочери построили дома, это было в начале 70-х годов. Работникам за труд еще и заработную плату выдавали! Но квартиры эти уже были заводскими, в 90-е жильцы их приватизировали. Благодаря заводу в поселке были построены школа, больница, детские ясли-сад. У нас и сейчас при заводе есть футбольная команда (стадион, рядом хоккейная площадка). Лет пять назад у нас появился современный детский сад, от завода к домам проведен природный газ, а это же какое благо! 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру