Все о школьных скандалах, интригах, расследованиях

Личное мнение

12.02.2019 в 23:30, просмотров: 620

Школа давно уже не только образовательный, но и общественный институт. Со всеми вытекающими последствиями. Треугольник «родители – дети – учителя» кипит страстями похлеще любовных. Как говорится, скандалы, интриги, расследования. Обсудим?

Все о школьных скандалах, интригах, расследованиях
Фото: pixabay.com

Кто кому должен

Школу сегодня не пинает, наверное, только ленивый. Претензии высказывают все. И чиновники, и ученики, и родители учеников, и сами учителя. Чиновники требуют шагать в ногу со временем и соответствовать очередным стандартам, инструкциям и приказам. Родители хотят, чтобы школа сделала из ребенка «человека». Учителя сетуют на катастрофический бумагооборот, низкий статус и небольшие зарплаты. Ну, а ученики в большинстве своем хотят, чтобы в их головы не пихали в масштабных объемах то, что им, по их мнению, не особо нужно.

Это у нас такие исходные данные и стартовые позиции. Давайте немного заглянем назад и обратимся к истории. А она у нас гласит, что в России до революции большую часть времени образованием подавляющего числа населения занимались семья и Церковь. После же, в советский период, когда обучение становится всеобщим и обязательным, школа представляет собой не только институт образования, но и воспитания. Ибо был провозглашен курс на раскрепощение женщины от быта. Взрослые должны работать, дети – учиться.

Ныне же образование – услуга. И по факту, и по законодательному определению. Что, как вы понимаете, накладывает определенную специфику на отношения всех участников образовательного процесса. Потому как если есть услуга, то есть клиент (заказчик) и исполнитель. Что подразумевает наличие прав и обязанностей. Как вы понимаете, каждый хочет больше думать и говорить о своих правах, нежели об обязанностях. Что и вызывает известные коллизии.

Потому как если права и обязанности хоть и в расплывчатых формулировках, но понятны, то с санкциями за их нарушение не все ясно. Да и как определить грань в банальной ситуации, когда школьники шумят на уроке, а учитель в ответ ругается? И является ли «унижением человеческого достоинства» ситуация, когда учитель публично разбирает ошибки ученика на уроке с комментариями типа «как этого можно не знать!»?

Семья и школа

Нередко в школьных холлах можно встретить плакаты, гласящие, что здесь учат физике, химии, литературе и прочим наукам, а вот вежливости, словам «здравствуйте», «спасибо» и «пожалуйста» – дома. Это, на мой взгляд, весьма симптоматично. Мне доводилось проводить занятия по профориентации у школьников, и могу сказать, что некоторым из них домашнего воспитания явно не хватает.

Будучи сам отцом, я прекрасно понимаю большинство родителей, которые сетуют на то, как много уходит времени на достойное обеспечение семьи и будущего своего ребенка. Что после работы нет никаких сил. Что как ни воспитывай дите, оно все равно будет большую часть времени проводить в школе и формироваться как личность под действием окружающего коллектива. Со всеми его достоинствами и недостатками.

Школу, правда, тоже можно и нужно понять. Вряд ли именно Марь Иванна учила школьников изящной нецензурной словесности. И слышать ее – эту самую словесность – на своих уроках представляется удовольствием весьма сомнительным. Ты им путевку в жизнь даешь, распинаешься, как ЕГЭ сдать правильно, а они слово из трех букв склоняют по падежам и числам. Да еще и через раз неправильно.

И кроме того, есть же некий базис, который формируется дома. Этот базис культурой именуется. И когда родители вдруг отпускают свою практически совершеннолетнюю дочь в школу в таком виде, что все половозрелые ученики вмиг забывают, чем алгебра отличается от геометрии, то, наверное, это не школа виновата. Ведь именно в семье должны учить тому, в какой руке правильно держать вилку, а в какой – нож. И куда можно пойти в халате, а куда – в купальнике.

Кстати, основа любой культуры – это уважение. И если учащийся не получает должного примера в семье, то о чем тут говорить? Какое уважение к чему-либо и к кому-либо может сформироваться, когда родители порой в присутствии детей такое скажут про школу, учителей и образование, что не всегда даже получается воспроизвести с первого раза дословно?

За дверями учительской

Положа руку на сердце, нужно отметить, что школа тоже не без греха. Выясняется вдруг, что положенных по программе занятий недостаточно для того, чтобы очень хорошо сдать ЕГЭ. Что квалификационный уровень отдельных педагогов на практике оказывается довольно низкого уровня. Что молодые специалисты, которым у нас везде дорога, надолго не задерживаются.

Последнее, впрочем, скорее является следствием общего положения образования в стране. Зарплаты далеко не везде и не всегда достойные, требования же при этом высокие. Старые кадры не выдерживают бюрократизации, вот и приходится пополнять педагогический состав кем получится. А что бывает с молодым вином в старых мехах – вы, думаю, и без меня знаете.

Чтобы всецело отдаваться профессии, качественно проводить занятия, нужно иметь хорошую материальную мотивацию. Потому что, если все время находиться в состоянии стресса из-за поиска дополнительных денег, то хорошим это не закончится. А у большинства учителей – открою секрет – есть свои дети, и их тоже нужно кормить и одевать-обувать. Но об этом как-то не принято вспоминать.

Полторы, а то и две ставки – не выход, потому как тогда не остается физически времени на то, чтобы готовиться к занятиям (если вы хотите инноваций и прочего, а не для галочки) и на заполнение многочисленной документации в печатном и электронном виде. К тому же, отсутствие нормального человеческого отдыха и регулярного питания в таких условиях превращают труд в работу на износ.

Практическое предназначение некоторых предметов вообще вызывает дискуссии. Все помнят дебаты по поводу изучения основ религий и светской этики. Ученики проводят годами по шесть часов за партами в день, а на выходе из школы не могут грамотно составить документ, просчитать свой бюджет на месяц и т. д. Простите меня за брюзжание, но мы уже живем в ту эпоху, когда мало что-то знать, нужно в первую очередь уметь знаниями пользоваться себе на благо.

Диагноз и лечение

Школа, конечно, уже далеко не та, в которой учился я – а с момента получения мною аттестата зрелости прошло чуть более десяти лет. Но, как ни странно, проблемы остались те же. И тогда, и сейчас суть звучащих претензий практически одинакова. Нам было непонятно, почему у нас два урока литературы в неделю и три – физкультуры. Учителям – как можно сохранять авторитет в глазах таких балбесов, если у некоторых из нас сотовый телефон стоил больше, чем учитель получал в месяц.

Но при этом я не припоминаю ситуаций, когда ученик отказывался поднимать с пола им же произведенный мусор со словами «Вы не имеете права меня заставлять». Нет, конечно, были у нас и такие, кто мог матерно ответить учителю. Но все же это было скорее исключением, и к большинству преподавателей мы относились с уважением.

Впрочем, нужно отдать должное и учителям – я был из того поколения, которое еще сдавало классические экзамены, а не ЕГЭ, поэтому нас учили думать и рассуждать, а не мыслить готовыми клише и правильно заполнять клеточки. Это, на мой взгляд, превращало обучение в отчасти творческий процесс, а не в натаскивание, итог которого – успешная сдача ЕГЭ без требований к реальному уровню знаний.

Сейчас мир стремительно меняется, и чтобы занять в нем достойное место, необходимо соответствовать веяниям и вызовам времени. Если школа как общественный институт будет декларировать одно, а на практике делать совсем другое, то ее ценность в глазах и родителей, и учеников будет только падать. Но нужно понимать, что это и палка о двух концах. Глупо требовать от учебного заведения суперинфраструктуры, если местный бюджет на нее не выделяет денег. Школа – не только часть системы, она ее зеркальное отражение, со всеми достоинствами и недостатками.

Но о каких бы требованиях к школе мы ни говорили, нужно понимать: чтобы построить здание, нужен фундамент. Вряд ли именно школа должна учить детей азам вежливости, культуры, этикета, общения. Именно с семьи должно начинаться взращивание личности. Не стоит забывать, что человек – существо социальное. Да, можно быть хулиганом и матерщинником и при этом быть практически отличником. Вопрос в том, что не стоит отделять знания от личностных качеств. Гениальные и талантливые, но скандальные и трудно управляемые социофобы мало кому нужны в большой жизни, которая начинается за школьными воротами.