Социальные сети: вред и польза

Стоит ли ограждать от социальных сетей детей? И как правильно пользоваться достижениями прогресса?

06.02.2019 в 00:37, просмотров: 626

Соцсети давно стали частью нашей реальности со всеми присущими ей атрибутами: дружба, ссоры, бизнес, преступления и так далее…

Социальные сети: вред и польза
Фото: pixabay.com

Социум реальный и виртуальный

Наверное, нет ни одного студента или школьника, который не был бы зарегистрирован в социальных сетях. Представители более старшего поколения, конечно же, тоже все более активно ими пользуются, однако разговор сегодня все же пойдет преимущественно о молодежи. Почему? Да потому, что в корне отличается отношение к соцсетям у этих поколений.

Те, кто в состоявшемся возрасте, соцсетями пользуются в основном по двум причинам. Первая – пиар-составляющая, обозначение своего присутствия в реальном пространстве через виртуальное. Это удел бизнесменов, политиков, общественных деятелей, актеров и прочих медийных личностей. Вторая – связь с друзьями молодости и родственниками, разбросанными волею судеб по просторам нашей необъятной Родины и даже далеко за ее пределами. Соответственно, первые преимущественно пользуются такими сетями, как Instagram, Facebook, Twitter. Вторые больше доверяют «Одноклассникам».

Для молодежи же соцсети – часть жизни, не больше и не меньше. Лишь немногие задумываются над тем, что они могут быть неплохим инструментом самопрезентации. Вот и остается лишь рассматривать различный контент, слушать музыку да общаться с друзьями.

Конечно, я обобщаю и даже упрощаю, потому как тема нашего сегодняшнего разговора достойна докторской диссертации. Но мы же с вами не в ученых советах заседаем. Мы лишь пытаемся обозначить некие ключевые моменты, которые в современном мире очень важны для понимания. Раз уж есть соцсети и интернет, то ими нужно пользоваться. Желательно – так, чтобы не в ущерб себе.

В плену сетей

Как отец очаровательной девчушки, я вполне разделяю обеспокоенность и родителей, и профессионального сообщества наличием проблемы формирования психологической зависимости от социальных сетей среди детей и подростков. Для тех, кто считает эту проблему высосанной из пальца, расскажу об одном эксперименте, который проводился группой социологов и психологов.

Группе учащихся старших классов в возрасте от 14 до 18 лет предложили провести несколько дней в одном из загородных санаториев без телефонов (и компьютеров, разумеется). Вся связь с внешним миром (родителями и т. д.) могла осуществляться только через стационарный телефон. Тем самым полностью была исключена возможность выхода в интернет.

Эксперимент отнюдь не являлся варварским – никто никого не запирал в комнатах, ребята могли играть в настольные игры, смотреть телевизор, гулять, заниматься в бассейне и тренажерном зале, общаться друг с другом. Однако уже через десять часов после начала эксперимента практически у всех было зафиксировано учащение сердцебиения, нарастание тревоги. Они явно испытывали стресс от невозможности выйти в интернет.

Если в первый день участники эксперимента проявляли интерес к предложенным им занятиям, то на второй день практически все из них относились к возможным развлечениям с апатией. На третий день эксперимент был досрочно завершен. Поразительно, но как только его участникам сообщили, что они могут взять свои телефоны, девятнадцать из двадцати человек первым делом зашли в социальные сети. Двое из них, взяв телефон в руки, расплакались.

На мой взгляд, это довольно наглядный показатель состояния проблемы. Сущность ее я бы обозначил так: отказ от реального пространства в угоду виртуальному. Причины ее в большинстве своем на поверхности. Подросток находится в активном поиске своего «я», нуждается в самоутверждении. Кроме того, он может довольно болезненно воспринимать происходящее вокруг него в реальном мире.

Соцсети же с легкостью справляются с этой проблемой. Неказистый юноша легко может загрузить на свою страницу чужие фото и с лихвой компенсировать свои комплексы большим количеством лайков. Впрочем, на месте юноши может быть и сильно переживающая из-за своей полноты девушка. Любому пользователю можно нахамить, неугодного собеседника заблокировать и т. д. Все это создает иллюзию вседозволенности.

Отцы и дети

Не секрет, что в последнее время среди обсуждаемых тем встал вопрос об участившихся самоубийствах подростков, вызванных травлей в социальных сетях. Эта травля даже получила соответствующее терминологическое обозначение (англоязычное, конечно же) – буллинг.

И здесь, на мой взгляд, проблема заключается в том, что в нашем обществе почему-то практически не учат, как нужно общаться с людьми. Как правильно говорить, как не переступать границы личного пространства, как вести дискуссию, не превращая ее, простите за выражение, в срач. Для тех, кто не в курсе, поясню, в чем разница. Цель дискуссии – убедить в своей правоте оппонента. Ну, или найти некий компромисс. Цель срача – заставить своего собеседника заткнуться первым.

Отчасти в этом виноваты и родители, которые либо не пытаются найти общий язык со своим чадом, либо считают его проблемы преувеличенными на фоне своего жизненного опыта и своих проблем. Между тем, в большинстве случаев такое чадо, как правило, пытается найти утешения в виртуальном пространстве, и заканчивается это тем, что либо человек решает свои комплексы за счет других людей, либо становится замкнутым, либо находит свой виртуальный круг общения, заменяя им в итоге реальных людей.

Стоит ли потом удивляться, что подросток либо отдаляется от родителей, либо – что еще хуже – связывается с какой-нибудь не самой безопасной компанией или идеологией? Некоторые из которых могут попадать под нормы Уголовного кодекса…

Нет, я совершенно не хочу никого пугать, но просто задумайтесь над этим. Каким бы ни был тяжелым ваш собственный день, и как бы ни утомляли собственные проблемы, стоит чутко прислушиваться к тому, чем забита головушка ваших наследников. Если вы их любите, конечно. А я верю, что любите.

А напоследок я скажу…

Пару лет назад мне довелось проводить мастер-класс для педагогов одного из центров внешкольной работы. И говорили мы как раз о соцсетях, об их влиянии на образ жизни детей, о возможностях их использования в работе.

Любая социальная сеть – искренне так считаю – гениальное изобретение, позволяющее вам общаться с кучей людей из разных уголков мира. Более того, они дают возможность коммуникации и обратной связи со многими известными и влиятельными личностями. Причем в режиме онлайн, а не посредством нашей доблестной Почты России (да простят меня работники сего учреждения).

Соцсеть – прекрасный инструмент для самопрезентации. Это очень важно для тех, кто впоследствии хочет добиться экспертного статуса в своей профессии. Показывая посредством фотографий, постов, роликов и прочего контента свои достижения, свои события из жизни, отношение к тем или иным высказываниям, событиями и т. д., вы позиционируете себя как профессионала и просто интересного человека. И это круто, потому что это может стать тем обстоятельством, благодаря которому вас заметят те люди, которые с вами лично не знакомы. В том числе и те, которые затем сыграют немалую роль в вашей жизни.

Вместе с тем не стоит забывать, что отдельные высказывания в интернете вообще и в социальных сетях в частности могут доставить немало проблем и стать объектом внимания правоохранительных органов. Хулиганство, совершенное в виртуальной реальности, не перестает таковым являться. Равно как и любые проявления экстремизма, национализма, расизма и т. д.

Было бы здорово, если бы родители и специалисты образовательных учреждений объясняли эти нехитрые прописные истины детям. Причем не скучным менторским или даже ультимативно-требовательным тоном, а в порядке дружеского совета и личного примера. При этом не стоит забывать, что даже ваш собственный ребенок имеет право на границы личного пространства. Ну а насколько оно будет обширным и обнесенным колючей проволокой от вас – зависит от вас обоих.

Так что смело пользуйтесь соцсетями, учите этому своих детей и школьников. И конечно же, не забудьте поставить лайк и сделать репост, обнаружив эту статью на просторах интернета!