Будущая профессия: как выбрать факультет и специальность

Еще несколько месяцев – и вузы начнут зазывать абитуриентов. Каким должно быть образование, чтобы получить достойную профессию?

12.12.2018 в 01:30, просмотров: 751

Конечно, ненужных профессий не бывает, скажете вы, и будете правы. Любая уголовно не наказуемая деятельность, направленная на благо общества и собственного кошелька, достойна уважения. И в то же время совершенно оправдано в наше непростое время желание заранее обеспечить себе довольно комфортное существование.

Будущая профессия: как выбрать факультет и специальность
Фото: liveposts.ru

«Куда идем мы, пятачок?»

Как правило, выбирая образование, наша молодежь выбирает профессию. Это, если логически мыслить. Если рассуждать практически – это сущий идеализм, не имеющий с реальностью ничего общего. Почему? Да потому. Потому что выбор образования для старшеклассников – это выбор факультета с любимыми предметами. История – значит, на истфак. Химия – химфак. Любители литературы и русского языка идут на филологический. Логично? Да, но не совсем.

С момента моего поступления в университет прошло чуть больше десяти лет. Поступал я на исторический факультет, и училось со мной еще порядка семидесяти человек. Самые первые сессии показали, что отнюдь не все из них вообще испытывали интерес к исторической науке как таковой. Для кого-то важно было поступить хоть куда-нибудь. Особенно – для парней, над которыми нависал дамоклов меч призыва в стройные ряды наших доблестных Вооруженных сил.

И какова же судьба была сих студентов? Примерно десять процентов, включая вашего покорного слугу, поступили по окончании в аспирантуру и стали впоследствии кандидатами наук. Но кандидат наук, как вы понимаете, – не профессия. Кто-то из нас преподает в школах, кто-то – в средних и высших учебных заведениях. Еще процентов десять пошли учительствовать, не заморачиваясь ни степенями, ни аспирантурой.

А что же остальные? Кто-то нашел свое призвание в работе маникюршей, кто-то – в организации свадебных и прочих вечеринок, кто-то – в журналистике, кто-то – в гостиничном и ресторанном деле. Такие вот зигзаги жизненных перипетий. Многие из нас, кстати, начали подрабатывать уже курса так с третьего, и ничья подработка с историей точно не была связана.

Именно поэтому штурмы наших университетов в попытках поступить на конкретный факультет спустя годы стали мне напоминать один анекдот. Философский такой, с подтекстом. - Винни, Винни, а куда мы идем? – спрашивает Пятачок. - Свинью резать, на шашлык. - А она не убежит? - Я тебе убегу!. Да-да, так и живем.

Мои университеты

Конечно, быть тем, кого на Западе называют «селф-мейд-мен» – то есть, проще говоря, сделавшим себя как личность самостоятельно, – очень даже круто. Кстати, одним из первых таких селф-менов в России был Максим Горький. Однако путь сей тернист, неровен и извилист. Попытки обрести себя и свое призвание экспромтом, надеясь исключительно на силу своего таланта и волю случая, в нашем Отечестве нередко обрекаются на провал в силу различных причин.

Выстраивание долгосрочной стратегии, реализация которой поможет заниматься тем делом, которое вам нравится и достойно оплачивается, с моей точки зрения – более оптимальное решение проблемы. Выбирая факультет, надо иметь представление, в какие двери потом можно стучаться с дипломом. У нас, знаете ли, все больше и больше наем на работу напоминает специфический квест. «Требуются молодые специалисты. Опыт работы обязателен». «Требуются кандидаты с высшим юридическим образованием. Можно без опыта работы». Видит юный специалист эти объявления и понимает, что ни там, ни там его услуги не востребованы: в первом случае у него нет опыта работы, а во втором – диплома юриста.

Факультет, на котором я преподаю, готовит специалистов разного профиля: рекламщиков, пиарщиков, историков, политологов, регионоведов, культурологов, военных переводчиков. Однако в ряде случаев упомянутые мною слова означают именно специальность, а не профессию. Историк – это не профессия. Учитель или преподаватель истории, научный сотрудник музея или научного учреждения – вот это уже профессия.

Но многие приходящие к нам на Дни открытых дверей этого не понимают, честно говоря. Правда, это не их вина. Просто в школах у нас процесс де-факто выстроен ради именно процесса, а не для обретения конкретного жизненного пути, на котором можно реализовать себя во вполне конкретной сфере. Давят и родители: «Пойдешь учиться на стоматолога! Обеспечишь себя на всю жизнь!». Либо вообще пускают на самотек, что тоже не лучше: «Сыночек (доченька), а куда ты хочешь поступить? На журфак? Журналистом стать хочешь, золотце?». То, что золотце при всех своих прочих талантах пишет исключительно языком постов соцсетей, никого не интересует. До той поры, когда выясняется, что написать статью на заданную тему – не по силам.

Выходом из этой ситуации был бы рациональный подход к выбору факультета и специальности. А рациональность эта должна заключаться в понимании того, где и в каком качестве такие выпускники востребованы. Само собой, нужно понимать и уровень возможной оплаты труда, и уровень требуемых компетенций. Чтобы потом не было жаль несколько лет жизни.

И тут, конечно, нужно трезво оценивать ситуацию на рынке труда. Изучать несколько лет то, что вам просто нравится, – это одно дело. И совсем другое – потом пытаться полученные знания монетизировать. Пора свыкаться с тем, что сам по себе ваш диплом о высшем образовании мало кого интересует.

«Я бы в дворники пошел…»

Да, можно сыронизировать и задаться вопросом: не проще ли пойти в дворники? И здесь я вам без всякой иронии отвечу: а не стоит к ряду профессий относиться с предубеждениями. Полученное образование должно дать возможность, во-первых, трудоустроиться по специальности, а во-вторых – получать на рабочем месте приемлемый доход. Каким бы престижным ни было ваше образование и как бы благородно ни звучало название вашей профессии, но если вы при этом не сможете банально наполнить холодильник хотя бы на две трети…

Я уж не говорю про то, что когда появятся семья и дети, то им будет довольно трудно объяснить, что вы хоть и политолог по образованию, но по факту «джентельмен в поисках десятки». Столь востребованные и популярные юридические и экономические факультеты в год выпускают такое количество специалистов, которое просто не востребовано рынком. И понятно, что в условиях превышения предложения над спросом в профессию возьмут реально самых лучших. И это, с одной стороны, хорошо.

А с другой – куда идти остальным? Стоять на кассе в ресторанах сети фаст-фуда? Дело тоже неплохое и вполне оплачиваемое, но зачем тогда было тратить от четырех до шести лет на юриспруденцию?.. Об этой стороне профориентации, как у нас в системе школьного и дополнительного образования принято именовать подготовку к выбору профессии, как-то не принято говорить. А надо. Во избежание различных последствий.

Да и суть самой профессии нужно тоже понимать. К сожалению, даже на этапе университетского образования зачастую не дается ряд необходимых для дальнейшей работы знаний, умений, навыков. А между тем, погружение в профессию просто необходимо. Ибо диссонанс от столкновения теории и представлений с реальностью может быть просто катастрофическим. Одна моя знакомая, получившая блестящее юридическое образование, полгода проработала на хорошей должности в прокуратуре. А затем не выдержала и ушла в маникюрши. Заметьте, не в полицию, не в юридический отдел какой-нибудь организации, а вообще за орбиту профессии. Это каким же должен был быть стресс от того дела, которым человек мечтал заниматься чуть ли не со школьной скамьи…

Так что привыкайте к тому, что ваше будущее – или будущее ваших детей – зависит от вас. Выбирая образование, помните, что вы выбираете профессию. А выбор этой самой профессии должен быть прагматичным. Чтобы было понятно, где и кто вас может ждать с вашим дипломом. Чтобы потом не приходилось обижаться и испытывать личные и профессиональные драмы. Чтобы, в конечном счете, все у вас сложилось и было хорошо.