От Владимира до Лазаревского и Пицунды

Корреспондент «МК» во Владимире» о путешествии в бархатный сезон

На море мы с мужем не были 5 лет. Дочь и сын родились друг за другом с разницей в год, и нам пришлось надолго забыть о морском побережье. Вместо волн мы окунулись в мир погремушек и подгузников. Когда вновь задумались об отдыхе, поехали в Анапу, прихватив старшего ребенка. Впрочем, это был конец сентября, и сезон уже перестал быть бархатным. В этом году мы решили поехать на море пораньше – в начале сентября. И уже с двумя детьми.

Корреспондент «МК» во Владимире» о путешествии в бархатный сезон
Сухуми. Набережная. Памятник девочке с пластинкой Фото: Екатерина Дронова

Сон для слабаков

Наш педиатр против всяких там отпусков с детьми, пока малышам не исполнится 5. А если ехать, то не меньше, чем на месяц. Иначе детский организм не успевает адаптироваться к перемене климата, и это удар по иммунитету. Но мы решили рискнуть и повезли на море детей 4-х и 3-х лет, на две недели. «Прелести» отдыха с мелкими мы оценили уже в дороге. Дочь и сын спали, только пока автомобиль ехал. Стоило нам остановиться, чтобы вздремнуть, как малыши тут же просыпались. Уже отчаявшись поспать, мы припарковались возле детской площадки, где я битый час развлекала погодок, пока наш папа-рулевой спал в машине. Подремать можно было и в Ростове-на-Дону. Для особо притомившихся здесь прямо на детской площадке стояли не только скамейки, но даже шезлонги и беседки с диванами, а из колонок на столбах лилась приятная музыка. Ближе к ночи мы снова двинулись в путь и в 5 утра были на море. Мы оказались в поселке Солоники в 6 км от Лазаревского на пустом, пока отдыхающие спали, пляже. Постепенно с восходом солнца стал собираться народ, и к 9 часам утра пляж был полон. Становилось все жарче, галька раскалялась, и мы уехали, бюджетно пообедав в местной столовой окрошкой на кефире и гречкой с тефтельками.

Это Лазаревское, детка!

Лазаревское встретило нас толпами отдыхающих и недружелюбными сотрудниками ГИБДД. О дорогах на русском юге можно писать отдельную статью. Тысячи машин, вечное бибиканье и визг тормозов: пешеходы здесь выбегают на проезжую часть независимо от наличия «зебры». Припарковать где-то автомобиль – утопия. Мы постарались поскорее найти жилье и забыть о дорогах Лазаревского до самого отъезда. Квартиру нашли через мобильное приложение объявлений. Выбрали двушку с видом на море и остановились на 4 дня. Кстати, местные очень не любят, когда отдыхающие снимают жилье ненадолго. Одна женщина, узнав, что мы здесь на 3 дня, сразу отказала в сдаче квартиры. Другая, у которой мы остановились, попросила остаться хотя бы на 4 дня и привела в пример своих постоянных клиентов, которые каждый год приезжают к ней на месяц. Видя, что мы с детьми, взмолилась не загаживать кровати, посоветовала не глотать морскую воду и ушла. В целом условия в квартире были неплохими. Вот только включить микроволновку мы так и не смогли. А колокольня под окнами была неплохим будильником каждое раннее утро. 

Закат на Черном море Фото: Екатерина Дронова

Прогулка по парку

Наш маршрут на пляж пролегал через местный парк – настоящий ад для родителей. Стоит появиться в парке, как со всех сторон нападают зазывалы. Каждый предлагает сбить кеглю, закинуть мячик, посетить «Дом страха» или прокатиться на аттракционах. Если на скупых родителей призывы не действуют, начинают влиять на детей, мол: «Смотри, как интересно!», «Давай попробуем!», «Прокатись!» и чуть ли не за руку тащат к себе. Кстати, 2-3 минуты на обычной вертушке или самолетиках стоят 150 рублей с человека. Не успеет остановиться аттракцион, как работники парка без вашего разрешения потащат малышей к следующему. Если считать ворон – пойдешь по миру, особенно, если детей двое и больше. Некорректно ведут себя и некоторые работники с животными. Они просто сажают вам зверика на плечо, тем самым не оставляя шансов сбежать, после чего вас фотографируют и просят круглую сумму. Среди живых моделей – львята, еноты, лемуры, обезьяны. Когда молодой человек с енотом преградил мне путь и уже начал бесцеремонно закидывать на меня животное, я сообщила, что не поддерживаю сей бизнес, а бедных звериков надо отпустить. Мужчина тут же переменился в лице и посоветовал мне «отпустить своих детей», а также запротестовал против съемки, так как я была с камерой. Настроение было испорчено. 

Обед крокодила – 200 рублей

Достопримечательность парка – самое высокое в стране колесо обозрения. Его высота 83 метра. Говорят, что на пике можно рассмотреть даже берег турецкий. Мы так и не прокатились. Во-первых, я всегда устраиваю на колесе обозрения истерику. Во-вторых, цена билета оставляет желать лучшего – 400 рублей с человека в открытой кабинке и 350 в закрытой. Рядом с колесом – «Дом великана», в котором расставлены исполинские предметы быта. «Крокодиловую ферму», расположенную здесь же, фермой назвать сложно. Несколько ленивых крокодилов, которых не могут расшевелить даже работники, вы увидите за 300 рублей с человека. Чтобы Гена покушал прямо при вас, платим еще 200, и тогда ему спускают кусок мяса на палочке. Если проголодались вы сами, далее тянется длинный ряд разнообразных точек питания. Можно поесть за 300 рублей в столовой, можно за эту же цену заказать один салат в прибрежном ресторане, если у вас вообще будут деньги после того, как вы прошли через парк. Здесь начинается вторая волна нападок. Каждый будет убеждать вас в том, что у него вкуснее, чем в соседних кафе. Ну а дальше начинается берег. Пляж здесь галечный. Говорят, что где-то неподалеку есть даже нудистский. Но нам туда было не нужно.

Абхазия

Спустя 4 дня мы помчали в Абхазию. По дороге заехали в Олимпийский парк в Сочи. Съели небольшую пиццу с кофе, за что с удивлением заплатили 2000 рублей. С работниками парка я разругалась и здесь. Увидев открытые батуты в свободном доступе, дети немедленно устремились туда, а мы искали, кому заплатить. Тут подошел недовольный молодой человек и заявил, что касса не работает. «Зачем пускать детей на аттракцион, не заплатив?» – негодовал он. Пока мы силой вытаскивали с батута орущих малышей, я посоветовала мужчине впредь как-то огораживать неработающие развлечения. Но он опять огрызнулся. На этом мы покинули парк и совсем скоро были в Абхазии. Поселились на самом краю Пицунды в гостинице. «Вас не шокирует, что в номерах нет телевизоров?» – спросила меня одна дама. Я честно призналась, что нет. Проводить время за просмотром телепередач не хотелось. Не привлекал нас и «тюлений» вид отдыха с ежедневным валянием на пляже. Уже на следующий день мы поехали гулять в Новый Афон. 

Ж/д станция в Абхазии Фото: Екатерина Дронова

Помочь художнику может каждый

Обойдя храм Симона Кананита, поднимаемся по лестнице вдоль рукотворного водопада и попадаем на старую железнодорожную станцию, обозначенную ржавыми от времени буквами «Псырцха». За станцией – заповедник, настоящее место силы. Здесь, в горной пещере, по преданию, жил святой апостол Симон Кананит. Чтобы найти его келью, нужно преодолеть путь вдоль горной речки Псырцха, а потом подняться высоко в гору по ступеням. На пути к пещере можно встретить довольно известного художника – Зураба Ачба, который часто рисует здесь. На его картинах маслом – абхазские пейзажи или библейские мотивы. Здесь же камень с отпечатком стопы святого Симона Кананита, а также лобное место, где святой был убит. Говорят, на речных камнях до сих пор можно разглядеть несмываемые следы крови. Когда мы возвращались обратно, Зураб остановил нас и вручил две небольшие картины: «Могу я попросить вас отнести их к выходу и оставить в кафе? – спросил он. - Мне уже пора собираться, а краска еще не высохла.» Так, с картинами в руках, выхожу из заповедника и оставляю в указанном кафе. На одной картине горы и лес. На другой – человеческая фигура с нимбом, в которой легко угадывается Христос.

Вместо послесловия

Когда мы уезжали, море будто взбунтовалось и с яростью набрасывалось на берег огромными волнами, словно не хотело отпускать. Но отпуск был окончен. Позади остались поездки на озеро Рица, в Сухум. А прежде, чем покинуть Абхазию, мы ненадолго заехали в поселок Цандрипш, где отдыхали когда-то. Дети к концу отпуска уже устали от моря и живо интересовались, когда же они пойдут в детский сад. Однако, то ли перемена климата все же сказалась, то ли вирус напал, но домой мы приехали с насморком. «Никуда больше не пущу!» – ругается педиатр, осматривая детей. И мы с мужем, перемигиваясь, киваем.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру