Разговор с археологом Тимуром Галкиным

Современная археология — это высокотехнологическая наука

Сегодня свой профессиональный праздник отмечают представители романтической профессии — археологи. Один из них — наш земляк, Тимур Галкин, сейчас копает (именно это слово употребляют люди, близкие к истории, — прим. корр.) в Танаисе, но он все-таки нашел минутку, чтобы рассказать корреспонденту «МК» во Владимире» о своей трудной, но необычайно интересной работе.

Современная археология — это высокотехнологическая наука

С чего начинается профессия

- Тимур, с чего начинается археология?

- У каждого, на мой взгляд, она начинается с чего-то своего. Некоторых влечет романтика, иных — полевой образ жизни, жажда открытий. Наверное, в общем так, хотя повторюсь — у каждого человека свой путь прихода в археологию.

- Давно ты копаешь? Сколько лет здесь?

- Копать я начал в 2003 году, в Танаис первый раз попал в 2004 на студенческой археологической практике по завершении первого курса. Получается, что в Танаисе я копаю 14 лет. 

Тимур Галкин

- Остался ли трепет от находок?

- Безусловно остался. Всегда, когда находишь что-то новое, да даже и привычный материал, чувствуешь определенное моральное удовольствие.

- Говорят, археология — это не профессия, а образ жизни?

- Ну, сложно сказать. Люди, которые профессионально занимаются археологией, — для них это все-таки профессия. Для студентов и волонтеров, которые во множестве приезжают в археологические экспедиции, это своего рода смена деятельности. Отдых от города, от интернета, живое общение, песни у костра. Наверное, вот это можно назвать образом жизни археолога. 

За разбором осколков

Инструмент — лопата?

- Немногие догадываются, что быть археологом это тяжелый физический труд — по несколько часов в день под палящим солнцем...

- Да, это достаточно физически тяжело. Дело не только в палящем солнце, но и в песке, который ветер швыряет тебе в лицо, в жажде на жаре... Есть и другие особенности работы в полях, но не буду жаловаться. (Смеется.)

- Все думают, что инструмент археолога — лопата, немногие слышали про кисточку и нивелир. А какие современные штуки у вас на вооружении?

- Современная археология — это высокотехнологическая наука. Мы используем высокоточный измерительный прибор — тахеометр, снимаем весь процесс исследований на современные цифровые камеры — это называется процесс фотофиксации, общие виды раскопа снимаются с беспилотника, записываем видео процесса исследований — всего и не перечислить.

Кто крадет историю

- Все, что выкапывается, — это все собственность России?

- Да, безусловно, все принадлежит нашей стране и нашему народу. Вопреки распространенным мифам у простого населения, далекого от археологии как науки, археологи никогда ничего не берут себе. Это непрофессионально и запрещено законом.

- Куда отправляются находки?

- Находки отправляются в музейный фонд Российской Федерации. В случае Танаиса — находки сразу же сдаются в археологический музей-заповедник «Танаис», так как помимо экспедиции это еще и действующий федеральный музей.

- Каким образом на черном рынке всплывает огромное количество всяких археологических вещей?

- Этот процесс связан с так называемыми «черными копателями» (язык не поворачивается назвать их археологами). Они с помощью металлодетекторов разрушают памятники, извлекая все самое ценное, и по факту крадут нашу историю.

Хочешь? Приезжай работать

- Какая самая последняя громкая находка?

- Ну, если говорить конкретно о Танаисе, то особых сенсаций в этом году нет, идут стандартные для этого памятника погребения на некрополе и материал с городища в виде осколков амфор и столовых сосудов, монеты.

- Какие есть возможности у обычного человека для участия в раскопках?

- Связаться с начальником экспедиции, куда человек хочет поехать, выяснить условия пребывания, сесть на поезд и приехать работать. В той же социальной сети «ВКонтакте» есть множество групп, которые ищут волонтеров именно в археологические экспедиции. 

В полях

- Тимур, расскажи о традициях празднования Дня археолога.

- Каких-то особых традиций на самом деле нет, в каждой экспедиции они свои. Более приятно то, что в этот день все археологи связываются друг с другом по всей нашей необъятной стране, чтобы поздравить друг друга. Вот так и живем.

Справка МК

На территории не многих регионов России есть памятники античности. Горгиппия в Анапе, Фанагория и Германасса на Тамани, Елизаветовское городище на Дону. Одним из самых крупных античных памятников России является античный город Танаис, расположенный между Ростовом и Таганрогом.

Танаис — самая северная колония, основанная боспорскими греками. Город просуществовал с первой трети III века до нашей эры до середины V века нашей эры, находясь одновременно на реке Танаис (одно из древних названий Дона) и на Азовском море (тогда оно называлось Меотским озером). 

Фото: museum-tanais.ru

Город жил за счет торговли рыбой, зерном, рабами. Находясь в открытой степи, здесь постоянно заботились о своей обороне: башни этой цитадели возвышались на 30 метров, а оборонительный ров доходил глубиной до восьми-десяти метров.

И тем не менее, Танаис был разрушен — сначала готами, потом гуннами. После этого жизнь еще теплилась на этих развалинах, поскольку место было уж очень выгодным для торговли и занятия землепашеством и рыболовством, а потом угасла до начала ХVIII века, когда здесь появились казаки.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №34 от 15 августа 2018

Заголовок в газете: Разговор с археологом

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру