«Тебя посодют, а ты не воруй»: россияне назвали любимые цитаты из фильмов с Анатолием Папановым

Среди цитат, которые произносили герои, сыгранные Анатолием Папановым, ушли в народ не только изречения из знаменитых комедий «Берегись автомобиля» и «Бриллиантовая рука», но и фразы из драматических фильмов с участием актёра. Это выяснил телеканал «Мосфильм. Золотая коллекция», проведя опрос среди зрителей к 100-летию со дня рождения Анатолия Папанова.

Телеканал «Мосфильм. Золотая коллекция» к 100-летию со дня рождения великого советского актёра Анатолия Дмитриевича Папанова предложил зрителям выбрать пять любимых фильмов с участием артиста и самые яркие и запоминающихся фразы, которые произносили его герои. В результате получился топ-5 цитат:   «Тебя посодют, а ты не воруй» («Берегись автомобиля») – 60%  «Шампанское по утрам пьют или аристократы, или дегенераты» («Бриллиантовая рука») – 55%  «Об одном жалею... годы. Так хочется пожить по-человечески... и поработать» («Холодное лето пятьдесят третьего…») – 34%   «Дети не взрослые, они не умеют прощать измены» («Дети Дон Кихота») – 25%  «Всегда сдерживался – и вот. А так иногда хочется морду разбить сволочи какой-нибудь – вся кожа зудит» («Белорусский вокзал») – 24%

«Тебя посодют, а ты не воруй» («Берегись автомобиля»)

Самой популярной стала фраза, произнесённая в фильме «Берегись автомобиля» тестем Димы Семицветова Соколом-Кружкиным, «идейным спекулянтом», по меткому выражению Эльдара Рязанова. Фразу «Тебя посодют, а ты не воруй» назвали любимой 60% респондентов.

Сотрудничество Папанова и Рязанова началось с фильма «Человек ниоткуда», потом была короткометражка «Совершенно серьёзно», картина «Дайте жалобную книгу» и, наконец, «Берегись автомобиля». Папанов сам создал образ своего персонажа – его грубоватые манеры и «лошадиный» смех, также он придумал повязать носовой платок на голову и заправить галифе в носки.

«…Критики не забыли упомянуть и о герое, сыгранном Папановым. Всего несколько эпизодов, но какой типаж! Папанов так реально вжился в роль человека, который ненавидит своего зятя, что фразы, сказанные им, стали крылатыми. Вообще, в фильме он произносит только эти фразы, монологов у Папанова почти не было», – писал Эльдар Рязанов в книге «Неподведённые итоги».

Ещё из этого фильма зрители часто вспоминали фразы «Ничего, ничего, в тюрьме тебя перевоспитают, лет через десять вернёшься другим человеком!» и «Свободу Юрию Деточкину».

«Шампанское по утрам пьют или аристократы, или дегенераты» («Бриллиантовая рука»)

Фраза из кинофильма «Бриллиантовая рука» оказалась на втором месте зрительского топа – её назвали 55% опрошенных. Хотя сам Анатолий Папанов признавался, что не любил эту роль: «Зрителям запомнилась моя работа в кинофильме «Бриллиантовая рука». Там я задумал гротесковый характер, лобовой и примитивный. Тем, что получилось в фильме, я недоволен. Видимо, было несоответствие образа с моими внутренними и внешними данными. Обидно, что зрители часто вспоминают среди других моих работ именно эту», – писал он. 

Тем не менее цитаты из этого фильма также ушли в народ и стали крылатыми. Аудитория также вспоминала фразы «Дитя́м – мороженое, его бабе – цветы. Смотры, нэ пэрэпутай!.. Кутузоу!», «Спокойно, Козлодоев, сядем усе» и знаменитое выражение «Идиот, тьфу!», сказанное с фирменной папановской интонацией. Известно, что этого момента не было в сценарии, слово было произнесено в адрес оператора, из-за которого Папанову пришлось долгое время просидеть в холодной воде. Но Гайдаю эпизод показался настолько атмосферным и соответствующим образу героя, что он оставил фразу «Идиот, тьфу!» в картине.  

«Об одном жалею... годы. Так хочется пожить по-человечески... и поработать» («Холодное лето пятьдесят третьего…»)

На третьем месте цитата из последнего фильма Анатолия Папанова – «Холодное лето пятьдесят третьего…» – 34%. 

Когда Папанов стал играть комедийные роли в кино, его предупреждали, что это амплуа может закрепиться за ним, и серьезную роль он уже не получит. Тем не менее в его багаже большое количество драматических образов. «Я не могу ничего поделать с тем, что мои данные, по-видимому, располагают режиссёров к тому, чтобы назначать меня на комедийные роли. Хотя время показало, что и драматические роли я тоже могу играть», – писал Анатолий Папанов. 

В фильме «Холодное лето пятьдесят третьего» актёр исполнил одну из самых сильных своих ролей. Режиссёр Александр Прошкин вспоминал работу с Папановым как одно из сильнейших впечатлений жизни. «Анатолий Дмитриевич умудрился пройти через все болевые точки своего поколения, того поколения, которое он выразил в своем искусстве», – писал режиссёр. К сожалению, до премьеры этой картины Анатолий Папанов не дожил. Он скончался во время съёмочного периода. Роль Копалыча озвучивал Игорь Ефимов. Но после финальной сцены фильма следует отрывок из рабочего материала картины, где можно услышать подлинный голос Анатолия Папанова. 

«Дети не взрослые, они не умеют прощать измены» («Дети Дон Кихота»)

Эту фразу из фильма «Дети Дон Кихота» назвали любимой 25% опрошенных. Режиссёр картины Евгений Карелов отмечал, что пригласил Папанова на роль не за комедийный талант, в первую очередь в актёре его привлекла «тонкость, глубина, умение заглянуть в сокровенные уголки души своего героя». Для работы над ролью акушера Петра Бондаренко артист полтора месяца ежедневно проводил время в родильном доме, знакомился с работой врачей. Его даже стали принимать за доктора. «Мы беседовали со старым врачом, который, как и мой герой, принял двадцать тысяч младенцев. Все увиденное ошеломило нас. Конечно, это был бесценный для любого артиста опыт. Вообще, мне очень нравится этот герой, доктор Бондаренко, он немного чудаковат, беспомощен в гневе, что-то есть в нём мальчишеское», – вспоминал Папанов.

«Всегда сдерживался – и вот. А так иногда хочется морду разбить сволочи какой-нибудь – вся кожа зудит» («Белорусский вокзал»)

На пятом месте фраза из фильма Андрея Смирнова «Белорусский вокзал». Её любимой назвали 24 % опрошенных.

Анатолий Дмитриевич долго продумывал образ своего героя – бывшего десантника, а ныне бухгалтера. «Бухгалтер – очень мирная профессия. Значит, хлебнул человек на фронте. И в последующей жизни все у него мирное, даже шляпа – она казалась мне обязательной для Дубинского», – писал Анатолий Папанов о своем персонаже.

Но, несмотря на мирный характер, осторожность, осмотрительность, по сюжету его герой не сдерживается и валит с ног молодого парня, который отказывается на своей машине везти умирающего в больницу. «Хоть и выводила рука Дубинского в последние двадцать пять лет столбики цифр, но силы десантника не утратила. А сердце не утратило человечности». 

Роль бывшего фронтовика была очень личной для Папанова. Ведь он прошёл Великую Отечественную, командовал взводом зенитной артиллерии, получил тяжёлое ранение, после которого его комиссовали. Был награждён орденом Отечественной войны II степени. Когда Нина Ургант репетировала песню «Нам нужна одна победа», окружающие её актёры-мужчины, в их числе был и Анатолий Папанов, не выдержали и заплакали. Так родилась идея знаменитой сцены: когда на словах из песни мужчины плачут, а бывшая медсестра Рая сдерживает слёзы. «Те слёзы – воспоминания в «Белорусском вокзале», в квартирке бывшей медсестры – далеко не кинематографические», – писал Анатолий Папанов. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру