В Музее иконы во Владимире

В XVI-XIX веках наш регион был в центре иконописания

В областном центре вот уже больше года работает небольшой, но очень интересный музей. Корреспондент «МК» во Владимире» побеседовал с его куратором, Игорем Кравченко.

В XVI-XIX веках наш регион был в центре иконописания
На экскурсии в Музее иконы. Фото предоставлено И. Кравченко

- Игорь, здравствуйте, расскажите, пожалуйста, о собранной в этих стенах коллекции.

- Для начала надо сказать, что вы сейчас находитесь в музее частном. Это не государственное собрание. И здесь посетителю надо понять, как такая коллекция сформировалась. Как куратор музея и его владелец, я могу сказать, что тема собирания икон необычайно интересна. Когда определенная часть коллекции была сформирована, я принял решение сделать музейное пространство. Это очень логично именно для Владимира, древнего, православного города. Кроме того, в XVII-XIX веках наш регион был в центре иконописания.

В музее показана ретроспектива от XVII до ХХ века, представлены иконы, на которых изображены святые, связанные с владимирской землей, прославленные у нас. В этом заключается очень важный краеведческий момент.  

- Кто ваши посетители?

- Самые разные люди. И вы знаете, никто не остается равнодушным. Экспозиция составлена в хронологическом порядке. Мы рассказываем о том, что такое икона, что такое древняя икона, как менялась традиция иконописания.

У нас есть две очень интересные по иконографии иконы с изображением Евфимия Суздальского. Одна — раскрыта после профессиональной реставрации так, что стали видны слои записи. Другая — нетипичное поясное изображение Евфимия Суздальского. Этот образ интересен тем, что святой изображен так, как обычно изображали таких значимых персонажей, как Иисус Христос или Николай Чудотворец. Подобное изображение – редкость. Один московский коллекционер пытался ее буквально вырвать у нас из рук. Но мы приняли решение оставить ее в музее.

Достойна внимания икона XVII века Избранных Святых. Посмотрите, какое тонкое письмо — это московская школа, период Оружейной палаты. Подобные иконы отличаются миниатюрностью письма и непременным присутствием на изображении символических храмов в стиле владимирской древнерусской архитектуры. 

А вот икона с изображением русских святых Бориса и Глеба. Они, при всей почитаемости, почему-то редко встречаются, и коллекционеры всегда пытаются ими завладеть. И для нашего музея большая радость, что этот нечастый образ есть в нашем собрании. 

Чудесным образом к нам попала подписная икона «Благовещение». Большим достоинством этой иконы является то, что она происходит из мастерской иконописца Василия Макаровича Пешехонова. Это был придворный иконописец, первый из тех, кто получил такое звание. Он писал заказы для высшего света, являлся выразителем стиля того времени и был самым популярным иконописцем в аристократической среде. Где-либо увидеть подписные иконы этого мастера сложно.

Есть в нашей коллекции старообрядческая икона с необычным сюжетом. На ней изображены апостолы Петр и Павел, проповедующие в Сибири, чего они, разумеется, никогда не делали.

А вот эта икона «Собор избранных Святых» с затейливым орнаментом имеет отношение к Мурому. Есть город Павлово-на-Оке, и там была мастерская, которая занималась написанием таким чудесных орнаментов на полях. Это был фирменный стиль данной мастерской.

Есть у нас и икона, достоверно написанная во Владимире. Она — в серебряной рамке, на которой стоит городское клеймо с изображением льва на задних лапах, и стоит дата исполнения — 1862 год. Для нашего города иконописание не было широким промыслом, но мастерская во Владимире все-таки имела место быть. И это достаточно продуктивная почва для краеведческих исследований.

Интересны попавшие к нам в коллекцию киотные шкафы, которые были характерны для усадебных храмов или молельных комнат. У одного из них наверху — георгиевский крест. Это говорит о том, что киот находился либо в полковом храме, либо владелец его был отставным генералом, и сами иконы, находящиеся в нем, тоже связаны с военной темой — это Георгий Победоносец, икона Богоматери «Знамение», изображаемая на стягах, знаменах и хоругвях, и домашняя икона Иоанна Златоуста, Василия Великого и Григория Богослова. Они считаются хранителями домашнего очага.

Киотный шкаф. Фото предоставлено И. Кравченко
 

- Скажите, вы встречаетесь с тем мнением, что место иконы — в храме, а не в музее?

- Действительно, время от времени мне приходится говорить об этом с посетителями музея. На самом деле, верующему человеку должно быть все равно, древний образ перед ним или нет. Есть особого рода почитаемые иконы, как правило, они снискали славу чудотворных и находятся в храмах, а не в частных собраниях. 

Но старинная икона требует особого отношения в части хранения и экспонирования. Она очень чувствительна. Перед ней не стоит жечь лампады, как это происходит в храмах, если она не помещена в специальный ящик — киот. Лучше, если подобная икона попадет в руки профессионалов и за ней будут ухаживать как за художественным образом и памятником искусства, связанным с историей культуры и православия.

Во владимирских храмах не часто увидишь древние иконы, да и церковь на самом деле не стремится такими иконами владеть, потому что их воруют. Для молитвы достаточно и нового образа, а старинная дорогостоящая икона — только повод для искушения плохих людей. 

- Как иконы попадают к вам в коллекцию?

- Все, что вы видите здесь, в нашем музее, это — домовые иконы. Многие люди отказываются от старинных икон, просто потому, что у них нет возможности поддерживать их в должном состоянии. А продажа древнего образа может принести неплохие деньги, и в этом нет ничего неправильного или постыдного. 

В храмах издавна писали иконы, в том числе и на продажу. Были специальные паломнические иконы, которые люди покупали в память о посещении монастыря. У наших предков не было никаких предубеждений по поводу того, что икона не должна иметь материальной ценности. И мое мнение: лучше старинная икона будет продана в хорошие руки, которые ее сохранят, нежели будет приходить в упадок.

Со старинной иконой в храме обращаются по-христиански — жгут перед ней лампады, украшают цветами. Икона постепенно разрушается без должного ухода. И здесь мы возвращаемся к вопросу о том, до какой степени церковные реликвии должны сопровождать музейные работники. Это очень деликатный вопрос.

Икона, с которой обращались по-христиански. Фото предоставлено И. Кравченко

- Сейчас у вас проходит уникальная выставка. 

- Да, нам передали несколько редчайших экспонатов. Это — медальон из Византии, выполненный в золоте с перегородчатой эмалью конца XI века, а также три креста-мощевика XVII века. Причем один из них имеет непосредственное отношение к Владимиру. На этом кресте есть надпись о том, кто был его хозяин, у кого и для чего был заказан данный крест.

Это действительно уникальные экспонаты — такими могут гордиться Эрмитаж, Государственный исторический музей в Москве. Это — настоящая культурная ценность. 

- Игорь, вам, наверное, часто приходится сталкиваться с различными суевериями, касающихся икон.

- К сожалению, да. К иконе у русского народа всегда было особое отношение. Сегодня это особое отношение доведено до абсурда, и многие люди имеют практически языческие страхи перед святым образом. 

В России с иконой была связана очень хорошая благочестивая традиция — все события в жизни человека освящались церковью и сопровождались дарением иконы. Считалось, что таким образом личное событие — рождение ребенка, свадьба, новоселье — получает божественное освящение. Очень радует то, что сегодня эти традиции возвращаются. Люди покупают иконы, чтобы подарить родственникам, друзьям, знакомым. И здесь не должно быть предубеждения перед старой иконой. Наоборот, икона, написанная сто, двести лет назад в древней традиции, перед которой много поколений зажигали свечи и молились, может стать сильным образом, настоящей семейной ценностью и предметом домашнего благочестия.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №33 от 7 августа 2019

Заголовок в газете: В Музее иконы

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру