Путешествие во времени
Амбициозный режиссер Владимир Кузнецов, уже ставивший спектакли по Булгакову и Солженицыну, на этот раз замахнулся на Толстого. И в очередной раз сложная задача была выполнена им и его командой просто блестяще. За сценографию отвечал
Дмитрий Дробышев, за музыку – лауреат Национальной премии Литвы Фаустас Латенас, за свет – лауреат национальной премии «Золотая маска» Сергей Скорнецкий. Талант каждого и слаженная работа над общим делом привели к тому, что спектакль смотрится на одном дыхании. Режиссер определяет жанр спектакля про трагическую любовь как «поиски счастья». И в этом есть скрытый смысл. Спектакль начинается с того, что Долли находит любовное письмо своего мужа, Стивы Облонского, к молодой любовнице. Стива просит приехать и помочь помирить их свою сестру – Анну Каренину. И буквально с первой минуты зритель погружается в действо и начинает верить всему, что происходит на сцене. Такое ощущение, что тебя перенесли на машине времени в 19-й век – ну просто полный эффект присутствия!
О жизни, любви и судьбе
В спектакле много ярко отыгранных моментов и много моментов, акцент на которые сделан при помощи гениального владения мастерством композиции. Через всю постановку красной нитью проходят железнодорожные мотивы. И при этом нет буквальных декораций в плохом смысле этого слова – все очень невесомо, символично, и в то же время этот минимализм оправдан: он не отвлекает зрителя от самого главного – переживаний героев.
Актеры признаются: работали с самоотдачей, были очень увлечены и самим произведением, и репетиционным процессом. Владимир Кузнецов рассказал, что вместе с труппой они во время каждой репетиции открывали для себя что-то новое о жизни, о любви, о судьбе.
По принципу Карениной
Смелым решением Кузнецова стало то, что главную роль в спектакле он доверил своей супруге – Ариадне Брунер. Сама Брунер признается, что, прочтя роман в школьном возрасте, осудила Каренину. А сегодня – жалеет и даже оправдывает. Ариадна Брунер говорит, что роль подобного масштаба – это бесценный актерский опыт, ведь чтобы зритель верил, на сцене нужно не играть, а жить.
Самоубийство Карениной – неоднозначный поступок. Но он был показан очень деликатно. В общем-то, как и все в новом спектакле. Режиссеру удалось не только пересказать роман без потери ключевых моментов, но и сделать так, чтобы ни одна сцена не была затянута.
В общем же спектакль по роману «Анна Каренина», ставший яркой точкой в завершении театрального сезона, передал не только атмосферу, интонации и эмоции оригинала, но и в действии напомнил о правдивости и трагикомичности так называемого «принципа Анны Карениной»: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему».
В следующий раз публика увидит спектакль «Анна Каренина» в новом сезоне в октябре 2019 года.