Ольга Сорокина работает методистом по музейно-образовательной деятельности в Центре музейной педагогики, отделе Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Она вместе с коллегами веlет работу в Детском музейном центре в Палатах, работают в Музее природы, в Суздальском филиале ВСМЗ, филиале ВСМЗ в Гусь-Хрустальном. В рамках реализации президентского гранта она прошла обучение по программе подготовки профессиональных тифлокомментаторов в Институте профессиональной реабилитации и подготовки персонала общероссийской общественной организации инвалидов – Всероссийского ордена Трудового Красного Знамени Общества слепых «РЕАКОМП» (Москва). Со всей России – от Владивостока до Севастополя – приехали специалисты, чтобы научиться лаконично описывать предмет, пространство, действие, непонятное человеку с ограничением зрения без специальных пояснений. Такая «наука» называется тифлокомментированием. Этот навык часто бывает необходимым в учреждениях культуры: в театре, музее.
- Ольга, расскажите, пожалуйста, о самом процессе обучения.
- Он был захватывающим. Вначале нам была дана краткая теория. Правила, принципы и прочие важные позиции. А затем у нас были практические занятия каждый день.
Вообще надо сказать, что тифлокомментирование делиться на «горячее» комментирование и подготовленное. Подготовленное может быть прямым и автоматизированным. Но, конечно, самое интересное – «горячее» комментирование. Смысл его состоит в следующем: у специалиста нет времени не подготовку, процесс идет буквально «в прямом эфире». Тифлокомментатор рассказывает о том, что происходит на экране или описываете спектакль, картину, экспонат.
- А как можно объяснить картину словами?
- Тифлокомментирование – это не только статическое изображение, но и описание действия, пространства. Но для музея – это, прежде всего, описание живописных произведений, либо какого-то конкретного экспоната. Плюс описание экспозиции в целом как интерьера. Например, представьте любимую многими владимирцами экспозицию «В гостях у прабабушки» в Палатах. Она достаточно атмосферная, в ней есть дух мемориального музея. Здесь очень важно довести до слабовидящих то, что они не могут потрогать. Также есть такие экспонаты, на которые невозможно сделать музейную копию. В этих случаях тифлокомментарий всегда придет на выручку.
- Ольга, но как объяснить абстракцию?
- Есть разные варианты. Однажды у меня была задача объяснить абстрактное изображение рабочего. Я сделала это в пяти предложениях: «Объект, собранный из строительных материалов. Погрудное, абстрактное изображение человека на фоне обшарпанных носилок. Ржавое полотно лопаты напоминает обветренное, загорелое лицо рабочего в черном берете. Темные треугольники между лопатой и беретом – запавшие глаза. Фрагмент красной помятой трубы с отводом – мускулистая шея и широкие плечи».
Тут главное описывать только то, что видишь, не добавляя своих эмоций. У человека должно быть понимание того что изображено. А эмоцию уместно добавить, говоря, например, про манеру исполнения художника. Это уместно при описании произведений владимирской школы живописи. В целом же, говорить о том, что сказал художник в тифлокомментировании не принято.
- Что в вашей новой квалификации самое сложное?
- Сложнее всего рассказать лаконично, просто и доступно о сложном. Но этот навык касается работы не только с людьми с нарушениями зрения, но и со всеми посетителями. В этом просматривается даже какой-то принцип универсальности.
У нас был потрясающий опыт во время обучения – мы посетили спектакль с тифлокомментированием в Московском Губернском театре. Две актрисы этого театра прошли обучение по программе Сергея Ваньшина и овладели мастерством тифлокомментирования. Кстати автор методики – Сергей Ваньшин сам утратил зрение. И здесь можно сказать, что мы не много ни мало присутствовали при историческом событии. Ведь практические занятия и комментарии автора российской методики тифлокомментирования как эксперта просто бесценны – по-другому сказать не могу.