«Я засыпала и просыпалась в хаосе»
Татьяна профессионально «играет в куклы» уже 10 лет. Говорит, шила и вязала одежду игрушкам с детства. Причем сама освоила рукоделие и даже была портнихой. Отправной точкой в волшебный мир кукол стал мастер-класс, который Татьяна случайно нашла в интернете. И «пропала». Точнее, поспешила в Москву, где набирали группу желающих обучиться кукольному делу. А через год уже принимала участие в выставке.
- Это были авторские коллекционные куклы из самозастываемого пластика – японской глины, в состав которой входит измельченная целлюлоза. Поэтому можно сказать, что эти куклы - папье-маше с проволочным каркасом, - говорит Татьяна. - Вот, к примеру, шуточные куклы из серии «Утренник в детском саду». А вот более глубокие творения - ангелы времен года. Бывает, задумаешь одно, а не получается. И тут попадается на глаза какой-то кусок ткани – и образ складывается. Вот кукла Любаша – девочка с баранками в кокошнике из серии «Городские девочки». Изначально задумывался совершенно иной образ. А потом вдруг под рукой оказался кусок красной кожи на сапоги, другой кукле не подошли баранки – и все в один момент сложилось.
Татьяне часто приходится слышать, что ее куклы – копия автор. Хотя вдохновением может быть не только отражение в зеркале, но и прочитанная книга, мультфильм, незнакомый ребенок на улице. Образ будущей куклы может возникнуть во время уборки, когда на глаза попадается уже забытая ткань. Когда «родилась» целая коллекция кукол, Татьяна открыла во Владимире салон-магазин авторской куклы «Шахматная королева».
- При магазине была мастерская, - рассказывает Татьяна. - Когда магазин закрылся, все из мастерской переехало к нам домой. С этого момента в квартире возник творческий беспорядок. Засыпаешь в хаосе, просыпаешься в хаосе – это неприятно. Кроме того, у меня кошки, которые очень любят полежать в кружевах, стащить что-нибудь из материалов. И я поняла, что работать нужно все-таки в мастерской. Дома – семейные дела.
Когда ноги ватные
Сейчас у Татьяны мастерская в центре города с прекрасным вдохновляющим видом из окна на храм. Здесь же, на окне, сушатся заготовки ватных игрушек. 2 года назад Татьяна увидела такую игрушку на елке у знакомой и решила повторить. Да сделала так, что теперь нет отбоя от заказов. В канун Нового года Татьяна проводит в мастерской более 12-часов, а пальцы мастерицы начинают гудеть от долгой работы с проволокой. На помощь приходит муж.
- Мой первый муж не понимал моего увлечения, - рассказывает Татьяна. - Сейчас я замужем второй раз. Мой нынешний муж не только понимает, но и помогает. Например, крутит проволоку. У кукол из ваты все крепится опять же на проволочном каркасе, а сама вата промазывается клеем, и формируется тело, одежда. Я уже вижу, чем будет следующий кусок ваты – штанишками или рукавами. Иногда этот вид рукоделия путают с валянием из шерсти, но они не имеют ничего общего. Валять я не люблю: мне не нравится тыкать иглой в игрушки.
Тем не менее, своих кукол Татьяна не одушевляет и уж тем более не считает их своими детьми. Хотя, признается, такие «сдвиги по фазе» у кукольников нередки. Одни вставляют в кукольную грудную клетку игрушечное сердце. Другие верят, что при появлении у куклы глаз она обретает душу. У Татьяны к своим творениям более прозаичное отношение. Хотя некоторым она даже дает имена, а то и вовсе отказывается выставлять на продажу. Кстати, цена одной ватной игрушки - 2000 рублей. Стоимость авторской коллекционной куклы из «самозастывайки» - от 10 тысяч и выше. Сейчас Татьяна работает не только над отдельными куклами, но и над целыми композициями. Например, к сказке Бажова «Серебряное копытце». Вот ватная Даренка с Муренкой, олень ватный на ватном же домике, в окнах которого можно зажечь свет! Только расписать композицию осталось. Это Татьяна к очередной выставке готовится, в октябре.
- Если будешь тихонько сидеть в своей мастерской и делать кукол – никто о тебе и не узнает, - признается Татьяна. - Надо посещать выставки, показывать свои работы, знакомиться с другими авторами, раздавать свои визитки. Обязательно завести странички в соцсетях. И постоянно работать. Я была и на международных выставках, многое повидала. Бывает, кукла сшита неаккуратно, тяп-ляп. Но это ручная работа, и если сделано с душой, то кукла «живая», «теплая». Случается, что покупатель плачет, глядя на куклу. Это победа для мастера. А бывает, кукольник ляпает кое-как ради денег. Мне встречались откровенно неприятные работы. Увидишь такое и думаешь: «Что это, для чего это и зачем это?»
Мастерица признается: просто шить или вязать ей не интересно. А в кукле сплелись все виды подвластного ей рукоделия – лепка, роспись, вышивка, шитье и вязание. Совсем недавно у Татьяны появился ткацкий станок, а это новые горизонты в творчестве.