Вениамин Смехов приехал во Владимир

Жители областного центра побывали на «стихотерапии» от актера театра и кино

Вениамин Смехов провел «стихотерапию». На творческом вечере побывал корреспондент «МК» во Владимире».

Жители областного центра побывали на «стихотерапии» от актера театра и кино
Фото автора

«Здравствуй, однако»

«Я не литературовед, но прежде литератор, чем актер». Вениамин Смехов с детства был в окружении Пушкина, Брюсова, Фета, Маяковского. Литературу и поэзию полюбил благодаря отцу. «Я пришел к вам со стихами» – не просто концертная программа, а «стихотерапия», считает актер. В исполнении Смехова со сцены звучат стихи Северянина, Пастернака, Маяковского. Это и есть признание в любви к родному языку, к словесности, к поэтам.

- Благодаря Маяковскому в театре на Таганке родился жанр «поэтическое представление», – рассказывает Вениамин Смехов. - Когда, читая стихи, создают сюжеты – о любви, радости, грусти. Это был прорыв! Первый поэтический спектакль – «Антимиры» Вознесенского. Второй – «Послушайте» Маяковского. В этом спектакле было что-то, что не очень нравилось советской власти в лице «командиров» культуры. Театр на Таганке закрывали много раз, но за нас заступались лучшие люди. И театр выжил.

Близкий «родственник» Маяковского как футуриста – Пастернак, считает актер. Теперь он сам играет любимого поэта в спектакле «Сестра моя – жизнь». Это фантазия на тему страхов 30-х годов в жанре трагической клоунады. А в постановке «Гамлет», где играл еще Высоцкий, Смехов читает одноименное стихотворение Пастернака.

- Это мне стоило актерских профессиональных минут сомнений, потому что расшифровать Пастернака очень сложно, – признался артист. - Но однажды я услышал, как он читает в записи. И мне стало легко. Я сам москвич, и для меня эта замоскворецкая манера – очень родное и простое. Он был садовник, бесконечно возился в огороде. И так разговаривал. Когда Андрей Вознесенский позвал нас на дачу Пастернака отметить 30 мая (день памяти Бориса Пастернака – прим. корр.), я признался в том, что по-актерски могу немного ему подражать.

Отмечает артист и нашего земляка – Алексея Фатьянова, «наследника Блока и Есенина», «самого незамеченного поэта», у которого «одни только названия стихов заставляют плакать». Отдельная глава творческой встречи – о Высоцком, который, по словам актера, и «затащил» его в кино. К 80-летию со дня рождения друга Смехов издал книгу воспоминаний «Здравствуй, однако» – фраза, с которой начиналось письмо от Высоцкого. Его актер зачитал целиком, просвистывая нецензурную лексику. Вот отрывок: «Здравствуй, однако! Венька! Мы тут думали-думали и решили – надо Веньке написать. Все, как есть, без экивоков и (свист). Золотухин в данный момент возлежит на раскладушке благодушный и похмельный, а я с завистью гляжу на него и думаю. «Эх! – думаю я, – нет среди нас Веньки и баб, а жаль!..»

- Это был великий поэт, – говорит Смехов. - Он был запрещен, но его стихи и песни знала вся страна. По случаю смерти в 1980-м в прессе не дали ни одного некролога, кроме маленькой заметки в «Вечерке». А на похоронах были «реки» людей, которые буквально «текли» по улицам. Я не могу это объяснить. 

Фото автора

Театр – с двухсотлетием

На встрече со зрителем Вениамин Смехов задался еще одним вопросом: как называть жительниц Владимира? Владимирки или владимирицы? Последний раз в наших пенатах актер был (цитата) «совсем недавно», 52 года назад. И Владимир, и Суздаль – «города, где есть чему удивляться, чем восхищаться и быть растроганным».

- Здесь можно увидеть людей, которые от души, а не под давлением, «стоят пешком» долгое время, аплодируя, – сказал Вениамин Борисович. - Может быть, так принято во Владимире, но актеру всегда кажется, что он сам в этом виноват.

Впрочем, были и неловкие моменты, когда в зале оживал чей-то мобильный. «Хорошая музыка, но ужасная», – говорил актер. В пример он привел чешского режиссера, который во время спектакля «Травиата» разбил о стену звонивший мобильник зрителя. Актуальную тему телефонных сигналов, мешающих и зрителям, и артистам, Смехов поднял и на следующий день, во время выступления уже в драматическом театре. А заодно поздравил владимирский храм Мельпомены с… двухсотлетием.

- 170 поцелуев театру от моего скромного лица, – сказал актер. - 170 лет – это так же странно, как мне 79. Но будет еще лучше, когда будет 200 лет этому театру. Это произойдет уже без меня, но я заранее хочу поздравить вас с успехом двухсотлетнего юбилея. 

«Влюбленные в театр», «Исповедь тенора» и другие сюрпризы

На следующий день владимирский зритель увидел Вениамина Смехова в праздничном ноктюрне «Влюбленные в театр» режиссера Владимира Кузнецова. Необычным представлением, в котором также приняла участие актриса Евгения Симонова, дали старт наступающему Году театра. Вместе с коллегами из Москвы на сцене играли и представители владимирской труппы, пел оперный певец Владислав Пьявко, танцевали артисты балета из Санкт-Петербурга. Немало сюрпризов ждет владимирцев и весь театральный год. К примеру, в драмтеатре поставят необычную пьесу от певца Владислава Пьявко «Исповедь тенора».

- Тема, которая волнует меня с 13-и лет, – это женщины, – рассказывает оперный певец, народный артист СССР Владислав Пьявко. - Что такое жизнь? Это отношения двух полов: либо плохие, либо хорошие. Что движет всеми мужчинами? Войны, драмы, трагедии, комедии происходят из-за отношений двух полов, которые тянутся друг к другу через прекраснейшее чувство – любовь. Я решил свое отношение к женщине, к жизни преломить через спектакль.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №52 от 19 декабря 2018

Заголовок в газете: «Стихотерапия» от Вениамина Смехова

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру