Вениамин Смехов приехал во Владимир

Жители областного центра побывали на «стихотерапии» от актера театра и кино

19.12.2018 в 10:21, просмотров: 499

Вениамин Смехов провел «стихотерапию». На творческом вечере побывал корреспондент «МК» во Владимире».

Вениамин Смехов приехал во Владимир
Фото автора

«Здравствуй, однако»

«Я не литературовед, но прежде литератор, чем актер». Вениамин Смехов с детства был в окружении Пушкина, Брюсова, Фета, Маяковского. Литературу и поэзию полюбил благодаря отцу. «Я пришел к вам со стихами» – не просто концертная программа, а «стихотерапия», считает актер. В исполнении Смехова со сцены звучат стихи Северянина, Пастернака, Маяковского. Это и есть признание в любви к родному языку, к словесности, к поэтам.

- Благодаря Маяковскому в театре на Таганке родился жанр «поэтическое представление», – рассказывает Вениамин Смехов. - Когда, читая стихи, создают сюжеты – о любви, радости, грусти. Это был прорыв! Первый поэтический спектакль – «Антимиры» Вознесенского. Второй – «Послушайте» Маяковского. В этом спектакле было что-то, что не очень нравилось советской власти в лице «командиров» культуры. Театр на Таганке закрывали много раз, но за нас заступались лучшие люди. И театр выжил.

Близкий «родственник» Маяковского как футуриста – Пастернак, считает актер. Теперь он сам играет любимого поэта в спектакле «Сестра моя – жизнь». Это фантазия на тему страхов 30-х годов в жанре трагической клоунады. А в постановке «Гамлет», где играл еще Высоцкий, Смехов читает одноименное стихотворение Пастернака.

- Это мне стоило актерских профессиональных минут сомнений, потому что расшифровать Пастернака очень сложно, – признался артист. - Но однажды я услышал, как он читает в записи. И мне стало легко. Я сам москвич, и для меня эта замоскворецкая манера – очень родное и простое. Он был садовник, бесконечно возился в огороде. И так разговаривал. Когда Андрей Вознесенский позвал нас на дачу Пастернака отметить 30 мая (день памяти Бориса Пастернака – прим. корр.), я признался в том, что по-актерски могу немного ему подражать.

Отмечает артист и нашего земляка – Алексея Фатьянова, «наследника Блока и Есенина», «самого незамеченного поэта», у которого «одни только названия стихов заставляют плакать». Отдельная глава творческой встречи – о Высоцком, который, по словам актера, и «затащил» его в кино. К 80-летию со дня рождения друга Смехов издал книгу воспоминаний «Здравствуй, однако» – фраза, с которой начиналось письмо от Высоцкого. Его актер зачитал целиком, просвистывая нецензурную лексику. Вот отрывок: «Здравствуй, однако! Венька! Мы тут думали-думали и решили – надо Веньке написать. Все, как есть, без экивоков и (свист). Золотухин в данный момент возлежит на раскладушке благодушный и похмельный, а я с завистью гляжу на него и думаю. «Эх! – думаю я, – нет среди нас Веньки и баб, а жаль!..»

- Это был великий поэт, – говорит Смехов. - Он был запрещен, но его стихи и песни знала вся страна. По случаю смерти в 1980-м в прессе не дали ни одного некролога, кроме маленькой заметки в «Вечерке». А на похоронах были «реки» людей, которые буквально «текли» по улицам. Я не могу это объяснить. 

Фото автора

Театр – с двухсотлетием

На встрече со зрителем Вениамин Смехов задался еще одним вопросом: как называть жительниц Владимира? Владимирки или владимирицы? Последний раз в наших пенатах актер был (цитата) «совсем недавно», 52 года назад. И Владимир, и Суздаль – «города, где есть чему удивляться, чем восхищаться и быть растроганным».

- Здесь можно увидеть людей, которые от души, а не под давлением, «стоят пешком» долгое время, аплодируя, – сказал Вениамин Борисович. - Может быть, так принято во Владимире, но актеру всегда кажется, что он сам в этом виноват.

Впрочем, были и неловкие моменты, когда в зале оживал чей-то мобильный. «Хорошая музыка, но ужасная», – говорил актер. В пример он привел чешского режиссера, который во время спектакля «Травиата» разбил о стену звонивший мобильник зрителя. Актуальную тему телефонных сигналов, мешающих и зрителям, и артистам, Смехов поднял и на следующий день, во время выступления уже в драматическом театре. А заодно поздравил владимирский храм Мельпомены с… двухсотлетием.

- 170 поцелуев театру от моего скромного лица, – сказал актер. - 170 лет – это так же странно, как мне 79. Но будет еще лучше, когда будет 200 лет этому театру. Это произойдет уже без меня, но я заранее хочу поздравить вас с успехом двухсотлетнего юбилея. 

Справка МК Кстати

О других мероприятиях, запланированных во Владимирской области на Год театра, можно узнать на сайте департамента культуры. Более подробную информацию можно получить по телефону: 34-62-34.

«Влюбленные в театр», «Исповедь тенора» и другие сюрпризы

На следующий день владимирский зритель увидел Вениамина Смехова в праздничном ноктюрне «Влюбленные в театр» режиссера Владимира Кузнецова. Необычным представлением, в котором также приняла участие актриса Евгения Симонова, дали старт наступающему Году театра. Вместе с коллегами из Москвы на сцене играли и представители владимирской труппы, пел оперный певец Владислав Пьявко, танцевали артисты балета из Санкт-Петербурга. Немало сюрпризов ждет владимирцев и весь театральный год. К примеру, в драмтеатре поставят необычную пьесу от певца Владислава Пьявко «Исповедь тенора».

- Тема, которая волнует меня с 13-и лет, – это женщины, – рассказывает оперный певец, народный артист СССР Владислав Пьявко. - Что такое жизнь? Это отношения двух полов: либо плохие, либо хорошие. Что движет всеми мужчинами? Войны, драмы, трагедии, комедии происходят из-за отношений двух полов, которые тянутся друг к другу через прекраснейшее чувство – любовь. Я решил свое отношение к женщине, к жизни преломить через спектакль.