Как владимирская журналистка стала сказочницей

…Или чудеса в чемодане

29.03.2018 в 00:06, просмотров: 932

В нашем городе появился проект «Сказки из чемодана». Его автор — Ирина Пономарева — рассказывает волшебные истории с помощью кукол.

Как владимирская журналистка стала сказочницей
Фото из личного архива Ирины Пономаревой

Игра в сказки

 

Сказочная история в жизни Ирины началась полгода назад. До этого все было очень серьезно: три высших образования, научные статьи и преподавание в университете, работа на телевидении... Но само течение жизни, знакомство с вдохновляющими людьми привели к тому, что она решила пожить не головой, а чувствами. Так появились «Сказки из чемодана» — кукольные представления, которые, тем не менее, Ирина просит не называть театром.

 

- Я не актриса, не театральный режиссер, я журналист, телевизионный редактор, телеведущая. Коммуникатор, — рассказывает она. - Я умею общаться с людьми и рассказывать истории с любого места. Когда говоришь «театр», это подразумевает, что есть какая-то драматургия, режиссерские ходы, актерская игра. Здесь всего этого нет. Я просто рассказываю истории и слегка их иллюстрирую какими-то кукольными представлениями, очень простыми. В данном случае я, наверное, выступаю как конкурент бабушке, маме, папе, которые могут вечером сесть и рассказать эту историю ребенку сами.


В создании представлений, помимо Ирины, принимают участие перкуссионист Денис Малинин и художница Валерия Лобанова, которая много лет мечтала создавать декорации к сказкам.

 

- Мне нравится Лерин авторский взгляд, небуквальный, — говорит Ирина Пономарева. - Она какая-то глубокая, космическая женщина, я называю ее «инопланетянка». И, оказывается, старшая дочь тоже ее так называет. У нее все абстрактно, образно. И у Дениса тоже.

 

Живые представления

 

В репертуаре «Сказок из чемодана» — четыре истории, чаще всего – фольклорные. Есть и сказка Бажова — «Серебряное копытце». Обязательное условие — история должна «зацепить» саму Ирину.

 

- Кажется, что сказка — это такая простая история. Даже я, когда сама начинала заниматься этим, думала, что это просто: берешь и рассказываешь волшебную сказку. Нет. Мы пытались сказку придумать и бросили это дело: очень сложно. Сказка выживает и доходит до нашего времени, когда история очень глубокая, серьезная, настоящая. Поэтому мы берем только классические сказки.


В основу художественного решения ложатся чувства, которые вызвала сказка при прочтении. Отсюда появляется и видение декораций, и создаваемая атмосфера, и образы.

 

Для создания представлений используются только «живые» средства. Героями становятся куклы ручной работы, проработанные до мелочей. Все шумовое сопровождение создается за счет использования настоящих инструментов. Даже простейшие технические устройства, вроде лампочек, применяются только в крайнем случае. Так каждая история становится актом непосредственного творчества.

Фото из личного архива Ирины Пономаревой

Радость как самоцель

 

Изначально, по замыслу Ирины, аудитория представлений была определена как дошкольники. Но оказалось, что сказки с удовольствием смотрят даже дети 11-12 лет, хотя их интерес более распространяется на техническую сторону дела: как сделаны те или иные куклы, элементы декораций... Более того, родители — тоже благодарные зрители, и от них уже стали поступать просьбы сделать сказку для взрослых.

 

А вот дети самой Ирины обычно ощущения волшебной атмосферы лишены: старший сын, младшеклассник, видит все приготовления к представлению и уже ничему не может удивиться. Поэтому эскимосскую сказку «Пропавшая песенка», которая готовилась к его дню рождения, маме пришлось делать втайне. Так что собственные дети обычно — не первые зрители и критики.

 

- Я сейчас поняла для себя, что когда ты что-то делаешь, не сомневаясь, — это правильно, и это будет хорошо. Ни с кем советоваться не надо, не надо ни на ком проверять. Когда мы начали работать с Денисом и Лерой, ничего вообще не было, только я и моя уверенность, что я это делаю, — и делаю это правильно.

 

Идея оказалась заразительной: родители начинают задумываться о создании собственных домашних спектаклей. Пробуждение детей и родителей к творчеству было одной из целей проекта, но не только...

 

- Я обману, если скажу, что делаю это только ради чужих детей: я сама получаю от этого огромное удовольствие, — говорит Ирина. - Да, я большой ребенок. Мне очень хорошо, и жизнь прекрасна. И я готова подписаться под словами, что дело не в серьезном лице, не в должности, а в ощущении счастья.