Где сто лет назад находилась самая пролетарская часть города Владимира

...Или все о Рабочем спуске

Мы продолжаем серию публикаций об улицах Владимира, в которых молодой, увлеченный краеведением ученый Андрей Ершов рассказывает читателям «МК» во Владимире» интересные факты из истории улиц нашего города.

...Или все о Рабочем спуске
Рабочий спуск между вторым и третьим мостом Фото: Андрей Ершов

Геолокация

Рабочий спуск относится к тем улицам города, которые известны далеко не всем владимирцам. Начинается спуск от Большой Нижегородской улицы в районе недавно созданного Андриановского сквера, пересекает улицы Рабочую и Вокзальную, проходит под железнодорожным «черным» мостом, пересекает улицу Линейную, проходит еще под двумя железнодорожными мостами и выходит на берег Клязьмы, где и заканчиваются жилые дома. Часть улицы в районе железной дороги является потенциально затопляемой в половодье, поэтому на заборах там висят информационные щиты с указаниями, что делать в случае подобного стихийного бедствия. Прохождение аж под тремя железнодорожными мостами — уникальная особенность этой улицы. Затем дорога поворачивает на восток и идет по берегу реки, пересекая реку Лыбедь. Неожиданно метров через 700 от последнего дома, тоже на берегу Клязьмы, стоит дом № 21, относящийся к Рабочему спуску. Из этого можно сделать вывод, что эти 700 метров тоже считаются Рабочим спуском, хотя назвать данный отрезок пути спуском никак нельзя. Таким образом, часть Рабочего спуска является горной, часть — равнинной, часть идет с севера на юг, часть — с запада на восток.

Монастыри и острог

Начало Рабочего спуска расположено в одной из самых восточных частей древнего Владимира. Примерно в этом месте, по наиболее известной версии, использованной, в частности, при создании макета древнего Владимира, экспонируемого в Историческом музее, располагались Серебряные ворота, не сохранившиеся до наших дней. Немало храмов и монастырей находилось в этой части города. На месте современной школы № 14 и стадиона «Лыбедь» стоял Зачатьевский монастырь, на месте соединения улиц Большая Московская и Большая Нижегородская — Сергиевский монастырь; а рядом с ним, на месте современной старообрядческой церкви, — Богородицкий монастырь.

Во время правления Екатерины II в начале спуска находился острог (тюрьма, в которую помещались преступники, совершившие особо тяжкие деяния: разбой, убийство, казнокрадство) — предшественник знаменитого Владимирского централа.

Откуда взялись лишенцы

До революции спуск назывался Жандармским. Достаточно взглянуть на карту Владимира 1899 года, чтобы понять, почему он так назывался. Спуск вел к жандармским казармам, находившимся на пересечении спуска и Вокзальной улицы. Согласно «Военно-статистическому обозрению Владимирской губернии сер. XIX в.», в городе находилась «конюшня, занимаемая Владимирской жандармской командой... Жандармская команда занимает в г. Владимире каменные казармы и состоит из одного штаб-офицера, одного обер-офицера, 2-х нижних нестроевых чинов и из команды, в числе одного обер-офицера, 4 унтер-офицеров, 24 рядовых и 3 нестроевых нижних чинов». Ликвидирована жандармерия была после Февральской революции; известно, что часть владимирских жандармов отправилась после этого добровольцами на фронт. После Октябрьской революции жандармов объявили «лишенцами» (то есть, лишенными хлебного пайка, ордера на жилье и прочих гражданских прав).

Ехали мы, ехали

Следует отметить, что до 30-х гг. XIX в. Большая Нижегородская улица на отрезке от современного начала улицы до площади Фрунзе проходила несколько южнее, чем сейчас, то есть проезжая часть улицы была там, где сейчас стоят нечетные дома. Работы по выпрямлению дороги проводились в 1834 году. Следовательно, до этого года и начало Жандармского спуска было на несколько метров южнее, чем сейчас.

Часть Рабочего спуска от Большой Нижегородской до Рабочей улицы проходит по выемке, сделанной, чтобы спуск был более пологим. На этом участке склоны по обе стороны спуска подпираются кирпичными стенами.

Если сейчас, проезжая от площади Фрунзе до вокзала и обратно, многие даже и не знают, что пересекают Рабочий спуск, то менее 100 лет назад ситуация была обратной. Согласно картам Владимира за 1899 и 1927 годы, Вокзальная улица не доходила до ликеро-водочного завода (площади Фрунзе тогда не было, поэтому используем как ориентир этот завод), а упиралась в Жандармский (Рабочий) спуск. То есть, если бы мы в те годы решили проехать от вокзала до завода, то часть нашего пути пролегала бы именно по этому спуску, а дальше по 2-й Щемиловке (современная улица Рабочая), идущей в настоящее время параллельно Вокзальной улице и тоже выходящей к заводу.

Кто такой Ухтомский

Рабочим спуском эта улица стала называться в 1927 году. Сейчас выбор такого названия может показаться случайным. В действительности это далеко не так. Как известно, в начале ХХ в. во Владимире практически не было пролетариата, так как в городе действовало всего несколько маленьких заводов. Но основную массу немногочисленного пролетариата составляли рабочие не этих заводиков, а железнодорожных мастерских. Следовательно, Рабочий (Жандармский) спуск и пересекающая его улица Рабочая (бывшая 2-я Щемиловка), находящиеся около железной дороги, действительно были самыми пролетарскими, рабочими улицами.

Жандармский спуск не сразу был переименован в Рабочий. 1 февраля 1926 г. ему было присвоено имя «Спуск им. машиниста Ухтомского». Сейчас эта личность почти всеми забыта, но в те годы его знали, именно в 1926 г. о нем даже был снят фильм «Машинист Ухтомский». Алексей Владимирович Ухтомский — участник вооруженного восстания в Москве в 1905 г. В октябре 1905 г. — руководитель стачечного комитета железнодорожников, затем один из руководителей боевой дружины Казанской железной дороги.

Таким образом, с 1926 года спуск носил «железнодорожные» названия, характеризуя данную часть города как самую пролетарскую. В 1991 году Рабочий спуск вошел в Список исторических названий улиц Владимира, подлежащих восстановлению, но историческое название ему не возвращено до сих пор.

Пешим ходом

На здании, стоящем на повороте с Большой Нижегородской улицы на Рабочий спуск, установлена мемориальная доска о том, что в этом доме жил будущий олимпийский чемпион (обладатель 15 олимпийских наград), многократный чемпион мира, Европы, СССР, выдающийся советский гимнаст Николай Андрианов, то есть на Рабочем спуске прошло его детство.

В доме на углу Вокзальной улицы и Рабочего спуска в конце 80-х годов, когда строили новый автовокзал, временно располагались кассы, а посадка в автобусы осуществлялась через дорогу от того здания. Идти до этого временного автовокзала было ближе не от остановки «Гостиница «Владимир» (как сейчас), а от остановки «Кинотеатр «Мир» (современные «Андриановский сквер» и «Спортшкола»), из-за этого в то время по Рабочему спуску наблюдалось довольно активное пешеходное движение. Ведь это была единственная дорога от той остановки до временного автовокзала.

Здесь может быть пляж

В настоящее время участок Рабочего спуска от Большой Нижегородской до железной дороги выглядит довольно неприглядно: дома ветхого фонда и пустыри на месте снесенных домов. Несмотря на то, что спуск находится в центре города, внимания застройщиков он не привлекает. Участок спуска от железной дороги до Клязьмы смотрится как тихая деревенская улочка — там стоят одно- и двухэтажные дома. Этот отрезок спуска используется автомобилями для проезда в промзону около ТЭЦ и немногочисленными пешеходами, идущими, в основном, порыбачить на Клязьму. При этом у спуска есть неплохие перспективы развития. Так, несколько лет назад на берегу Клязьмы напротив Владимира был размещен городской пляж. При этом пляж вполне мог бы разместиться и на берегу Клязьмы в районе Рабочего спуска — там вполне достаточно места для его размещения и прекрасная транспортная доступность: на пересечении Вокзальной улицы и Рабочего спуска находится остановка «Железнодорожная ул.», а около начала Рабочего спуска — остановки «Андриановский сквер» и «Спортшкола». Возможно, в случае реализации планов по созданию во Владимире набережной Рабочий спуск станет одним из подъездов к ней. В свою очередь, это повысило бы интерес к спуску со стороны бизнеса, там, вероятно, началось бы строительство, были бы открыты, например, кафе, была бы улучшена инфраструктура (появились бы тротуары, велодорожки). Будем надеяться, что когда-нибудь эта улица получит второе дыхание.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №13 от 21 марта 2018

Заголовок в газете: Спуск имени рабочих

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру