Во Владимире проходят экскурсии в формате «местные для местных»

Областной центр в скандалах, легендах и арт-объектах

Традиционно экскурсии по городу считаются развлечением для туристов. Казалось бы, ну что мы в своем городе не видели? Такую точку зрения опровергает проект «Подними глаза», который появился во Владимире в июне этого года.

Областной центр в скандалах, легендах и арт-объектах
Фото Сергея Кравцова

Подними глаза

 

«Подними глаза» — экскурсии, которые местные жители проводят для своих земляков. Инициатором такого формата во Владимире стал Михаил Самойлов, на счету которого создание целого ряда необычных местных сувениров. Перечислять можно долго: это и «Блокнот нетипичного владимирца» с заданиями, которые нужно пройти в городе, и духи с ароматами Суздаля и Владимира, и открытки-сунгирки, созданные местными художниками, и «Конкуренция» — адаптированный к реалиям областного центра вариант «Монополии», и еще много чего. Неуемная креативная натура Михаила распространяется и на общественные проекты. Хотя сама по себе идея проводить экскурсии для местных принадлежит не ему.


- Таких проектов много в разных городах, и я давненько за ними послеживаю, года два, — рассказывает Михаил. - Самый популярный из них и самый прикольный — это «Открытая карта» в Санкт-Петербурге. Там прямо чудеса. Одну экскурсию водит бомж, и показывает, где что можно взять, другой, допустим, гей, и он водит по гей-местам Петербурга. Третий — из оперетты, водит музыкальную экскурсию. Мне нравится именно формат — он не для туристов, а сами себя развлекаем. Потому что сколько нас, столько и взглядов даже на одни и те же объекты, не то что на улицы, историю и город.


На самом деле, признается Михаил, идеи создать целый проект не было. Было желание провести свою экскурсию и «закрыть гештальт». Именно с Мишиной прогулки по улице Ворошилова (которая теперь носит имя «Верхняя Дуброва») все и началось. Тогда, после двух экскурсий, появились желающие провести что-то свое. С течением времени количество идей увеличивалось в геометрической прогрессии. К августу интерес к проекту вырос настолько, что теперь на каждую неделю в плане по 2-3 разнообразные экскурсии. Их предлагают сами ведущие, сами же прорабатывают программу.

 

- Что будут люди ходить — я был уверен, — говорит Михаил. - Мне нравится, что присоединяются именно экскурсоводы. Это гораздо ценнее для этого проекта. Пока все заявившиеся ответственные, никто экскурсию не перенес и не отказался от нее, несмотря на погодные условия или отсутствие большого количества людей.

 

«До любви к городу нужно дорасти»

 

А кто же экскурсанты? По словам Михаила, до любви к городу нужно дорасти, поэтому возраст участников начинается от 25 лет. А заканчивается примерно тридцатью пятью, потому что люди постарше уже неохотно участвуют в затеях подобного рода. Проект существует в рамках соцсети «ВКонтакте» и выходить на другие площадки не намерен. Нет планов и по захвату туристического рынка.

 

- Это формат именно «местные для местных». Не владимирцам это, я думаю, будет неинтересно. А те туристы, которые любят ходить по непривычным местам, сами найдут такие приключения, — считает Михаил.

 

Утверждение спорное: в мире есть практика устройства туристических экскурсий по дворам, по спальным районам и по некультовым местам — если там есть что посмотреть, конечно. Но факт в том, что во Владимире на встречах «Подними глаза» иногородних действительно пока не было замечено.

 

Неожиданные открытия

 

Экскурсии проекта «Подними глаза» мало похожи на традиционные обзорные прогулки по городу. Конечно, в ассортименте есть и краеведческие темы, но больше — личного взгляда на местную обыденность и поиска интересного в деталях. Например, гуляя по улице Ворошилова, Михаил и экскурсанты ищут обиталища бомжей, местных котиков, прибивают рыбу к забору... Отдельная прогулка была посвящена поискам арт-объектов во дворах домов Ленинского района. «Будем созерцать и «лобызать взглядом» город в деталях. Информации будет мало, поделок из шин много», — честно предупреждал Михаил будущих участников. На деле же экскурсанты нашли разнообразные граффити, расписанные двери подъездов, стену памяти Цоя, прибитые к деревьям мягкие игрушки — как знак протеста против вырубки, круглый дом, вазон из оранжевого унитаза и прочие нестандартные объекты.

 

Была в расписании и экскурсия-пробежка, и топонимическое путешествие по центру города, и целых три разных прогулки по Восточному району: оказалось, что там немало артефактов, легенд и ракурсов. Журналист Сергей Морковкин, к примеру, взял за основу аспект жизни в 90-х годах. Такой выбор он объясняет любовью к переломным эпохам и тем, что он сам был свидетелем происходившего тогда и может опираться на личный опыт. Для колорита Сергей добавил в экскурсию некоторые атрибуты, знакомые всем, кто вырос в 90-е.

 

- Я специально прикупил Yupi и Zuko, чтобы сделать небольшую паузу. Еще купил коробку жвачек Love is…, всем досталось по одной — мило получилось. Вообще, хотел найти еще Turbo, но не нашел. Не нашел и дурацкие кепки USA. California — было бы забавно спустя столько лет походить в ней городу, — говорит Сергей.

 

Во время экскурсии участники набрели на интересную пирожковую в бывшей пивной, увидели масонский символ на храмовых воротах. На другой прогулке по Доброму были обнаружены неизвестный владимирцам зверинец, «чайна-таун» на Пекинке, невидимый аттракцион. На экскурсии «Скандалы, интриги, расследования», где Михаил Самойлов напоминал о том, чем «прославился» Владимир в средствах массовой информации, участники подсказывали новые щекотливые ситуации, о которых не знал ведущий. Да и вообще, открытия и сюрпризы случаются буквально на каждой встрече.

 

- Мне нравится, что я сам узнаю какие-то подробности даже на своих экскурсиях. Когда, казалось бы, я должен вести и знать обо всем, всегда приходят люди, которые что-то добавляют, — говорит Михаил Самойлов. - Прекрасный пример: балкон «про Бэтмена» на Ворошилова. Ничего особенного в нем нет, просто прикольный. А на последней экскурсии была девушка и сказала: «Это же я со своей подругой красила». Я ее проинтервьюировал, все узнал, что за балкон, то, се. То есть у меня появился новый расширяющий информационный элемент.


Выбирать экскурсию Михаил советует по своим интересам: тем, кто предпочитает исторические факты, не подойдут креативные веселые прогулки по Владимиру. И наоборот. Обычно характер экскурсии понятен из названия, а если нет, Михаил советует «рисковать, либо спрашивать у экскурсовода».

 

Пока бесплатно

 

Михаил Самойлов признается, что хотел бы в будущем поставить проект на коммерческие рельсы — экскурсоводам неплохо бы иметь стимул к улучшению своего продукта и получать не только моральное удовлетворение от своих трудов. Но это — вопрос не ближайшего времени. Пока экскурсии будут оставаться бесплатными. Еще организатор проекта прогнозирует, что в осеннее-зимний период «ассортимент» сократится: из-за погоды и особенностей владимирской дорожной инфраструктуры по городу особо не погуляешь.


Также, возможно, стоит ждать появления экскурсий в духе промышленного туризма. Предвестником нового жанра станет путешествие в кузницу Бородиных на улице Георгиевской, намеченное на август.


- Формат кузницы — это новый формат. По сути, это даже не экскурсия, это для тех, а их очень много, кто никогда в кузнице не был, — говорит Михаил. - Там повеселят, историю расскажут, может быть, гвоздь какой-нибудь сделают. Но это как раз формат экскурсий — посмотреть, что внутри.


По словам Михаила, в течение двух месяцев идут переговоры с «Владалко», но там пока не готовы принять толпу местной молодежи, пришедшей посмотреть, как там все устроено. Есть мысли обратиться и на другие предприятия.


Припас Михаил для владимирцев и идею, подсмотренную в Петербурге — «слепую» экскурсию.


- На этой экскурсии все надевают маски. Тебе палочку дадут, и слепой тебя обучает, как ею пользоваться. Это дико интересно и социально, мы же не понимаем, как они перемещаются. Я думаю, нам будет тяжело даже 100 метров пройти. Или библиотека для слепых: можно попробовать почитать шрифт Брайля, поизучать буквы. Эту экскурсию я хотел бы сделать. Просто пока нет необходимости — расписание и так переполнено.


Пока же в планах — повтор экскурсий с поиском арт-объектов на улицах и во дворах, прогулок по Красному селу и Перекопскому городку. Остальные — новинки. Так, например, у владимирцев будет возможность узнать все о древней стоянке Сунгирь, либо о том, как жили низшие слои населения и люди с «пониженной социальной ответственностью» полтора столетия назад, увидеть город с Клязьмы, или, например, прогуляться по городу, узнавая стихи местных поэтов. Но это лишь обозначенные темы. Какие сюрпризы приготовят экскурсоводы для участников — еще предстоит узнать.

 

Расписание экскурсий проекта «Подними глаза» на август:


10 августа, 19.00 — «Песнь льда и пламени» (кузнец А.Бородин);

12 августа, 14.00 — «Сунгирь от А до Я» (А.Валентинович);

15 августа, 19.00 — «Пойдём по центру» (А.Смекалов);

19 августа, 19.00 — «Губернское дно 18+» (И. Курочкина);

20 августа, 14.00 — «От Доброго к Красному. Городская прогулка по сельской местности» (М.Лихачева);

22 августа,19.00 — «Владимир поэтический» (М.Самойлов);

26 августа, 16.00 — «Ах, как хочется вернуться в Перекопский городок» (Д.Жукова);

27 августа, 16.00 — «По старой Суздальской дороге» (А.Ершов);

31 августа, 19.00 — «Речная экскурсия: Владимир на Клязьме» (А.Кюннап).

 

Проект «Подними глаза» во «ВКонтакте»: vk.com/podnimiglaza33.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №33 от 9 августа 2017

Заголовок в газете: Владимир в скандалах, легендах и арт-объектах

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру