Откровения кассира владимирского супермаркета

«Однажды меня заставили купить тележку просроченных яиц»

Перефразируя известную присказку, можно сказать: тяжела и неказиста жизнь владимирского кассира. Да вот только кто из нас, положа рука на сердце, задумывается об этом, устраивая скандал по поводу порвавшегося пакета или «задвоившейся» булочки? Наш корреспондент пообщался с кассиром Ольгой Фроловой, которая несколько тысяч раз в день слышит пикание считывающего устройства и знает все секреты наших универсамов.

«Однажды меня заставили купить тележку просроченных яиц»
Фото: boorsok.ru

33 пакета молока

 

Ольга смеется, говоря, что в профессии она с 4 лет. Рассказывает, что ее семья всегда жила более чем скромно и летом спасалась продажей овощей со своего огорода.

 

«В 4 года я вышла на рынок и продала два мешка огурцов, так что в торговле я с самого детства!»

 

Потом было торговое училище, опыт работы в продуктовом магазине и на промтоварах, а потом во Владимире начали появляться супермаркеты - и Ольга стала кассиром.

 

«Конечно, при приеме на работу предпочтение отдается тем, у кого есть опыт, - говорит она. - Но много берут и молоденьких — работа сложная, текучка большая, поэтому отделу кадров просто некуда деваться. Никогда не забуду свой первый рабочий день. Мне тогда выдали форму, персональный номер для кассы, показали, как и что делать, и, посадив рядом опытного кассира, пустили в самостоятельное плавание. К концу дня я постарела на десять лет и чуть не поседела, когда пробила одной злющей тетке вместо трех пакетов молока тридцать три. Но глаза боятся, а руки делают: через неделю стажировки я чувствовала себя уже суперкассиром. Это при том, что я осчастливила нескольких покупателей, выдав им лишнюю сдачу в общей сложности на 2600 рублей. Впоследствии эти деньги вычли из моей зарплаты. Взамен я получила бесценный опыт и убеждение, что, считая деньги, всегда лучше перепроверить и себя, и клиента».

 

Адов ад

 

«Поскольку жадность директоров некоторых магазинов не знает пределов, - продолжает Ольга, - чтобы брать на работу как можно меньше сотрудников, графики мне и моим коллегам часто составляли экстремальные, в среднем по 10-12 часов в день, при том, что в трудовом договоре были прописаны 8 часов с графиком «два-два» и зарплатой 15-16 тысяч чистыми. Нередко бывает и такое, что, устроив кого-то стажером, руководство несколько месяцев «забывает» его переоформить.

 

В одном универсаме мы с девчонками работали и по 13-14 часов в день. То есть заступали в 8.00 и трудились до 21.00-22.00. Магазинчик был небольшой, и мы там были и за кассиров, и за мерчендайзеров, и за грузчиков, и за уборщиц, и хлеб пекли. Правда, платили нам по 28-30 тысяч в месяц, но это был адов ад: в туалет не отойдешь — хоть в памперсе на работу ходи, поесть-попить за целый день не успеваешь. Проработать в таком режиме, даже с нормальной зарплатой, я не смогла больше года. Уволилась, когда управляющая магазином заставила меня купить тележку просроченных яиц: вроде как это я была виновата в том, что их неправильно выложили и в результате они не продались до окончания срока годности».

 

Только улыбайся, улыбайся...

 

«А теперь представьте, что при всем при этом нужно вежливо здороваться-прощаться, улыбаться, избегать конфликтных ситуаций и всегда желать покупателям чего-нибудь хорошего. Практически во всех магазинах есть установленный регламент по времени между началом пробивания и закрытием чека. Иначе выговор, штраф. Вот и получается, что все кассиры немножечко юлии цезари: нужно и сохранять состояние улыбчивости, и за кассой следить, и быстро пробивать товар».

 

Если у покупателя есть ощущение, что кассир — это что-то типа кентавра, только вместо лошадиной попы у него кассовая лента, сами кассиры считают себя лицом магазина, в котором работают:

 

«Нас учат, что весь негатив, который человек получил в магазине, кассир должен смягчить, - говорит Ольга. - Но иногда, знаете, просто леща дать хочется, когда какая-нибудь фифочка встанет третьей в очереди и начинает возмущаться: «Почему не открываете вторую кассу, у вас тут люди должны стоять и ждать!» Больше таких дамочек бесят только те покупатели, которые кладут на ленту грязную картошку в сетке или дырявый пакетик с сахаром-солью-мукой. А когда масло растительное на ленту прольется — это вообще тушите свет!»

 

Подсмотреть у богатых

 

Справедливости ради Ольга отмечает, что есть у нее и любимые покупатели.

 

«Ко мне каждое утро приходит бабка-алкашка с мелочью. Я ее просто обожаю — всегда что-нибудь доброе скажет, пошутит, настроение поднимет. Мамочки с детишками тоже радуют, особенно если дети воспитанные и не орут. Бывают просто хорошие люди, которые всегда ко мне на кассу идут. С некоторыми из них новости обсудим, посмеемся. Вообще покупатели бывают утренние, вечерние и пятничные. Это моя собственная классификация. Утренние — это, в основном, пенсионеры. У этих всегда все по акции, из разряда эконом. Могут целую тележку макарон дешевых накупить, если это, по их мнению, выгодно. У вечерних цель — купить продукты на ужин. По их тележке можно сразу определить состав семьи. У пятничных (особенно их много в крупных супермаркетах) обязательно что-нибудь элитное в тележке есть и алкоголь. Поэтому и чеки большие. А так средний чек в обычном магазине рядом с домом сегодня — 500 рублей, «чек выходного дня» - 3000.

 

Поначалу меня удивляло, что некоторые покупатели оставляют сдачу со словами «это вам». Я даже обижалась на них, а потом поняла, что за смену можно оставленной сдачи себе на шоколадку накопить.

 

Перед большими праздниками все владимирцы превращаются в «пятничных» - развозят свои деньги по гипермаркетам. Там чеки несколько метров могут быть. Когда я работала в одном из таких магазинов, на Новый год мужик набрал елочных игрушек на 24 тысячи рублей, другой маслин-оливок на 14 тысяч. «Я, - объясняет, - поститься буду». А однажды под Новый год я пробила чек на 93 тысячи. Завидно, конечно, с одной стороны. А с другой, что-то подсмотришь у них, у богатых, и себе на заметку возьмешь. Меня вот одна покупательница научила салат с авокадо готовить, другая — торт с сыром маскарпоне. Я в жизни про такие продукты не узнала бы, если б их на кассе не пробила.

 

Кстати, я где-то прочитала, что среднестатистический кассир за смену перекладывает 2,5 тонны товаров, 2500 килограммов! Я никогда не считала, но примерно так и есть. Отсюда наши профессиональные болезни — суставы, геморрой, давление от нервов скачет у многих. Я пью валерьянку, кто-то просто пьет. У нас одна женщина все время на работе выпивала. При этом у нее никогда не было недостачи — точно говорят, мастерство не пропьешь!»

 

«Плохие» кассы

 

Кстати, у кассиров есть свои профессиональные приметы. Кто-то не берет деньги из рук в руки, кто-то держит рядом с кассой советскую пятикопеечную монетку на удачу. Но все без исключения верят в плохие и хорошие кассы.

 

«Есть проклятые кассы, куда одни психи в очередь выстраиваются, - улыбается Ольга.- Сэкономят на пакете — достанут какой-нибудь жеванную «майку», и она потом порвется. Кто виноват? Правильно, кассир! Цена на какой-нибудь товар на рубль повысилась - и снова срываются на кассире. Еще коронный номер — прийти после 11 и требовать, чтобы продали алкоголь. Я объясняю — не могу. Обзовут и матом покроют. А ты улыбаешься, киваешь головой, как китайский болванчик.

 

Нормальные бытовые условия, к сожалению, редко где бывают. В гипермаркетах часто все организовано четко, а в маленьких магазинчиках в лучшем случае имеются каморка два на полтора и микроволновка, заляпанная жиром. Если питание организованное, то сто процентов кормят продуктами, у которых сроки «подходят». То же самое, если в магазине есть отдел готового питания — туда отправляются все товары с критическими сроками годности.

 

А еще бывает, что в магазине устраивают распродажу для своих: продают с пятидесятипроцентной скидкой товары с испорченной упаковкой — стиральный порошок, например, или шампунь. Продукты обматывают скотчем и продают два по цене одного. Но это не везде. Хотя такая система позволяет здорово экономить. А вообще кассиры обычно предпочитают на рынки ходить».

 

Ворует чаще молодежь

 

Ну и одна из главных болевых точек в супермаркетах — это воришки.

 

«Тут опять система разная везде, - рассказывает Ольга. - Где-то все, что вынесли из зала, «раскидывают» по кассирам, где-то на весь коллектив. Несмотря на тайных покупателей, которые и качество обслуживания проверяют, и следят за подозрительными людьми, несмотря на службу безопасности, выносят много. В основном разную мелочевку и алкоголь. Чаще ворует молодежь. А воришки со стажем изобретательные — прячут украденное под верхнюю одежду, распихивают в товары, продающиеся в коробочках, поэтому мы по инструкции обязательно должны заглядывать внутрь. Но я знаю, что в одном гипермаркете у нас во Владимире воры пронесли мимо кассы... телевизор. Взяли коробку высотой как раз с кассовую ленту и «выпинали».

 

Чтобы избежать воровства, кассир не должен оставлять кассу без присмотра. Один раз в супермаркет, где я работала, приехала московская проверка без предупреждения. А моя коллега, молоденькая девочка, нарушив инструкцию, отошла покурить. Возвращается — денег в кассе нет: проверяющий открыл ее и выгреб все. Бедняжку потом наказали. Ладно хоть не уволили и деньги вернули».

 

***

 

«В завершение хотелось бы высказать свои пожелания владимирцам, - говорит Ольга. - Если вы отправились в магазин за покупками, будьте взаимовежливыми и доброжелательными! А если ищите работу, помните, что супермаркет - это лучшая школа жизни. Здесь и общаться научишься, и считать, и цену деньгам узнаешь, так что устраивайтесь к нам, у нас всегда люди требуются!»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру