«Учиться было непросто»
Анзор Михайлович мысленно возвращается в далекий 1986 год — то время, когда он поступил во Владимирский политехнический институт, на специальность «Автомобили и автомобильное хозяйство».
- Анзор Михайлович, учеба давалась легко?
- Нет, — улыбается он. - Учиться было непросто. Особенно первый год. Дело в том, что я поступил в вуз после армии, где за два года службы кое-что подзабылось. Поэтому приходилось прикладывать массу усилий, чтобы не только усвоить новые, но и восстановить в памяти старые знания. И, пользуясь случаем, хочу поблагодарить своих преподавателей за большой труд, неравнодушное отношение и огромный профессионализм. Отмечу, что некоторые из них до сих пор работают в ВлГУ.
- В чем был ваш студенческий «секрет успеха»?
- Не было никакого секрета. Дело в том, что у меня хорошо развито чувство ответственности. Не хотелось подвести ни преподавателей, ни родителей, которые отправили меня учиться так далеко от дома. Честно сказать, я практически не пропускал ни одного занятия.
Стенгазеты заменяли соцсети
- А лекции писали как полагается или «под расческу», как в фильме про Максима Перепелицу?
- Нет, как полагается. Отношение к лекциям раньше тоже было очень трепетным, ведь не было ни Интернета, ни электронных учебников — все знания мы черпали на занятиях. А по вечерам обязательно изучали то, что написано, просили объяснить товарищей, если что-то было непонятным. Помнится, тогда сложными казались лекции по «термеху» — теоретической механике. Она до сих пор многим дается с трудом.
- Вы всегда были активистом...
- Да, с самого начала учебы я стал старостой группы, через некоторое время редактором стенгазеты. Декан факультета оценил мои организаторские способности, ну а я не мог не оправдать оказанного мне доверия. Мы выпускали очень интересную газету «Рабфак» — тогда стенгазеты заменяли соцсети.
Чуть позже я стал комсомольским лидером автотранспортного факультета, а на четвертом курсе меня выбрали заместителем секретаря комсомольской организации всего института.
С первого дня учебы я стал ходить в вуз в пиджаке и галстуке. Друзья даже подшучивали: мол, тебе не надоело? А для меня это было своеобразным проявлением уважения к учебному процессу. Как вы видите, я до сих пор — в пиджаке и галстуке!
История одной оценки
Автотранспортный факультет, как и в настоящее время, располагался в корпусе №2, или «М», как его раньше называли. А жил будущий ректор сначала в общежитии №5, а потом — №4. Именно в коридорах общежития он познакомился со своей будущей женой.
- Это случилось в самом начале учебы, — рассказывает Анзор Саралидзе. - В нашем общежитии на этаже стоял теннисный стол, и после занятий мы иногда играли. Вот на одном из таких турниров я и познакомился с будущей супругой. Возможно, это судьба. Ведь я был футболистом, играл за сборную команду института и бегал на поле чаще, чем играл в теннис. Мы с Оксаной до сих пор вместе. У нас две прекрасные дочери. Одна из них уже окончила Владимирский госуниверситет, а вторая еще учится.
- Любовь не мешала учебе? Вы получали двойки?
- Любовь не мешала, а даже помогала в учебе, — смеется Анзор Саралидзе. - Двойки не получал. А вот одну тройку я запомнил на всю жизнь. Я пришел на экзамен хорошо подготовленный и достаточно бойко ответил на вопросы из билета. Преподаватель сказал, что ставит «пять», и взял зачетку, чтобы, как положено, занести туда оценку. В вузах принято писать оценку сначала цифрой, а в скобках дублировать ее прописью. Так вот, преподаватель ставит «5» и открывает скобку, в этот момент студент, который сел отвечать после меня, начал мяться на простом вопросе, и преподаватель говорит: «А ну-ка, Саралидзе, ответь!». А я понимаю, что тоже ничего сказать не могу — то ли от волнения, то ли почему-то еще. Я говорю: «Я тоже не знаю». Тогда преподаватель исправляет цифру «5» на «3», а в открытой скобке вместо «отл.» пишет «удовл.». Этот экзамен я запомнил навсегда, потому что триумф в одну минуту сменился поражением.
Пара слов о шпаргалках
- Анзор Михайлович, как вы относитесь к шпаргалкам, и какими пользовались, будучи студентом?
- Сам я делал шпаргалки лишь один раз, как раз по «термеху». Закончившейся шариковой ручкой я выдавливал текст на обычном листке бумаги. На экзамен заходил с чистыми листами — ни у кого это не вызывало вопросов.
Были еще популярны шпаргалки-«гармошки» — длинные листочки, для удобства сложенные в несколько раз...
Как преподаватель я отношусь к шпаргалкам отрицательно, но в то же время понимаю, что их подготовка — определенный труд, связанный с переработкой материала, поэтому я воспринимаю их только как один из способов структурировать знания перед экзаменом или зачетом.
- Существует великое множество студенческих примет. А в какие верили вы?
- Я в приметы никогда не верил и не верю до сих пор. Но среди ровесников популярностью пользовалась примета, рекомендующая встать с нужной ноги в день экзамена. Знаю, что современные студенты по-прежнему желают друг другу перед экзаменом «ни пуха, ни пера», кладут конспекты под подушку, а в обувь — пятаки.
Макароны варили в чайнике
- Какие воспоминания связаны с жизнью в студенческом общежитии?
- Я помню, что все время была какая-то суета на кухне, — смеется Анзор Саралидзе. - Но надо учитывать, что в то время, когда я учился, в магазинах был дефицит и мало что можно было купить. Единственное, что было всегда в изобилии — это картошка. Так со студенческих лет жареная картошка и осталась одним из самых любимых блюд. Еще никогда не забуду, как однажды мы с соседями по комнате проголодались ночью, но почему-то не могли найти кастрюлю, и, чтобы не будить товарищей, сварили макароны в чайнике. Мы тогда еще шутили, что можно было выливать их в тарелку прямо из носика.
Родители раньше всегда посылали детям-студентам посылки с продовольствием. Мне мама с папой отправляли мандарины и чурчхелу. В зависимости от количества друзей, заглянувших в гости в день, когда пришла посылка, ее содержимое съедалось либо за считанные минуты, либо за несколько часов. А потом мы ждали, кому придет следующая посылка, ведь все делились друг с другом.
С посылками, кстати, однажды произошла такая история: я получил на почте коробку, в нетерпении заполнил извещение и побежал с ней домой, где меня уже ждали друзья. Открываем, а там — вязаные шерстяные носки. Я переворачиваю крышку, читаю: «Место оправления: Селивановский район», а фамилия адресата — неразборчиво, и тоже на «С». Я вернулся на почту, узнал адрес того, кому отдали мою посылку. Он, кстати, тоже был студентом. И мы с ним познакомились, посмеялись.
Зачетки останутся
- Ходят слухи, что в ВлГУ в скором будущем введут пластиковые карточки вместо студенческих и зачеток. Правда ли это?
- Нет, неправда. Работа с традиционными студенческими билетами и зачетными книжками организована хорошо, поэтому вводить пластиковые карты не планируем. А вообще развитие информационных технологий, конечно, сделало жизнь студента проще. Стипендия приходит на банковскую карточку, можно учиться дистанционно, а научные доклады и лекции слушать через Интернет. С этого учебного года у каждого студента ВлГУ появился свой Личный кабинет, который совмещает в себе функции электронного дневника, электронного учебника и хранилища разноплановой информации — от научной до внеучебной.
«Я ничего не стал бы менять»
- Анзор Михайлович, если бы вы поступали в этом году, то какую специальность выбрали бы?
- Учитывая, что 2017-й объявлен Годом экологии, я пошел бы учиться на эколога. А если без шуток, то ничего не стал бы менять. Вновь пошел бы на АТФ, получил второе высшее образование и защитил диссертацию.
- Ну тогда хотелось бы услышать от вас пожелания в честь праздника!
- Я от всей души поздравляю студентов с праздником, с Татьяниным днем! Студенческая пора — это время новых открытий, получения знаний, взросления, первого жизненного опыта. Цените это время и используйте его максимально: учитесь, участвуйте в жизни университета, города, области, страны. Желаю, чтобы студенческие годы были яркими, веселыми и подарили вам настоящих друзей, которые будут с вами всю жизнь. Ну и, конечно, желаю крепкого здоровья, успехов и удачи во всем!