- Татьяна, Юрий, скажите: почему во втором сезоне «Мажора» поменялись сценаристы и режиссер?
Юрий: - Вообще, это довольно распространенная практика, когда на втором сезоне сериала меняется команда. Потому что многие продюсеры считают, что тому же самому автору сложно писать продолжение, он уже закончил историю. К тому же, в «Мажоре» возникли некоторые производственные проблемы... Поменялась страна, где происходили съемки... Мы «Мажора» писали втроем — я, Татьяна и Сергей Калужанов.
- Сложно ли писать втроем?
Татьяна: - У каждого из сценаристов были свои задачи. Юрий — прекрасный словесник и диалогист, он писал все диалоги, Сережа занимался драматургическими поворотами, а моими были идеи для детективных историй. Плюс основная задача, которая стояла перед всей нашей командой — сложить всю историю и расписать ее так, чтобы у зрителя не потерялся интерес к сериалу где-то на середине, чтобы не было провалов. Все были на подхвате друг у друга, все друг друга поддерживали...
- Как это происходит — садитесь за столом в кружок, один пишет, остальные — диктуют?
Татьяна: - (Смеется.) Собираемся у Александра Цекало в кабинете, и поскольку он генеральный продюсер и идейный вдохновитель, он и контролирует процесс с самого начала — с написания сценария до выхода сериала на экраны. Он очень щепетильно относится ко всему, что делает, точно знает, что хочет, поэтому и команде работать достаточно легко. Когда есть такой лидер, все идут за ним. Мы на его идею «наворачиваем» свои профессиональные навыки.
- А в написание сценария Цекало вмешивался?
Юрий: - Конечно. Вообще, написание сценария — это коллективный труд. Но мы за конечный результат не волновались именно потому, что его контролировал Александр Цекало. Мы с ним работаем не впервые, сначала он нас пригласил на другой, российско-американский проект, но в нем один из актеров — американец, а как раз началось обострение отношений между нашими странами, ввели санкции... Одним словом, этот проект пока лежит на полке и ждет своего часа. А Александр пригласил нас на «Мажора-2».
- Второй сезон писать легче или труднее? С одной стороны, уже знаешь, кто будет в сериале играть и пишешь под конкретного актера, с другой — это же чужая история, которую надо продолжить по-своему, но чтобы не выбиваться из стиля...
Татьяна: - Вы правы, тут две стороны медали. Под конкретных актеров, конечно, писать всегда легче, потому что знаешь их лексику, мимику, темперамент. Но второй сезон (особенно, если первый был успешным) всегда сложнее тем, что у сценаристов двойная задача — ты не просто создаешь историю, а уже к готовой истории придумываешь свою, которая должна быть круче предыдущей. Это очень серьезная задача, и нам было страшновато, конечно...
- Как вы думаете, вам удалось написать «круче»?
Юрий: - А это мы узнаем, только когда сериал закончится. Но, мы надеемся, что да. И судя по рейтингам, у нас получилось если не круче первого сезона, то так же хорошо — не хуже.
- Отзывы в сети читаете?
Татьяна: - Читаем регулярно, они всякие бывают. Кто-то хвалит, кто-то ругает...
- Обижаетесь на критику?
Юрий: - Прошли те времена, когда я, например, на нее обижался. У меня вышло уже 20 с лишним книг, так что я привык читать отзывы, и они всегда разные — всем все равно не угодишь. Да к тому же книжку читают 15 или 20 тысяч человек, и то разногласий куча, а фильм и подавно смотрит полстраны, миллионы людей...
- Режиссер сильно исказил то, что вы написали?
Юрий: - Канва остается всегда, и основные сюжетные ходы тоже. Какие-то мелочи — да, поменялись, появились новые сцены, некоторые сцены сняли совершенно иначе, чем мы это себе представляли. Но получилось даже лучше, я бы сказал...
Татьяна: - На самом деле, когда проект заводит всю команду, то никто не обижается, если кто-то что-то изменил, потому что каждый привносит свое — яркое и оригинальное.
Юрий: - Актеры прямо на площадке многое придумывают. Например, Павел Прилучный много шуток придумал во время съемок. И очень хорошо у него получилось...
- Кстати, о шутках. Многие зрители отмечают, что в первом сезоне «Мажора» действие развивалось более драматично, а во втором появилось больше юмора. Почему?
Юрий: - А вот это как раз к вашему вопросу об отзывах. Судя по отзывам, не все считают, что первый сезон был более драматичным. Наоборот, говорят, что больше юмора было в первом сезоне, а второй стал более «мрачный», потому что Мажор повзрослел и посерьезнел, стал относиться ко всему более жизненно и без прибауток...
- Сложно ли придумывать шутки?
Юрий: - Шутки придумывать сложно, если не к чему их придумывать. А если есть какое-то хорошее действие, сюжет, то они придумываются сами по себе.
Татьяна: - Характер Мажора, его отношение к жизни сами диктовали нам шутки.
- Многие мои знакомые, и я в том числе, заметили неточность в вашем сценарии. Один из полицейских говорит, что получает 30 тысяч рублей. Но у полицейских большая зарплата, тем более — в Москве. Почему вы эту цифру занизили?
Юрий: - При чем тут Москва? Никто не знает точно, в каком городе все происходит. Первый сезон снимали в Киеве, второй сезон — в Питере. Так что про Москву в сериале вообще ни слова...
Татьяна: - Помните, в начале сезона Мажор говорит: «Я Бэтмен, и я вернулся в город Готэм». Так что действие происходит в некоем условном городе. А цифра в 30 тысяч была не наша... Вполне возможно, взяли среднюю зарплату полицейских по России. Точно не могу сказать...
- Почитателей сериала из нашей редакции также интересует, откуда у Вики взялась новая квартира.
Юрий: - Все оттуда же. Разные места съемок... Когда мы писали сценарий, неизвестно было, где они будут проходить, поэтому эти вещи мы не прописывали, пропускали. И эти маленькие нюансики вставляли потом, уже во время съемок. Когда Вика встречала сестру, она сказала: «Пойдем, посмотришь на мою новую квартиру». Та же история происходит, когда Мажор приезжает к «своему» полицейскому управлению и говорит: «Смотри, как фасад отделали...»
- У большинства главных героев, которые были в первом сезоне положительными, стали открываться новые черты характера. Женя, например, знакомится с богатой девушкой, потому что хочет разбогатеть, Даня собирается предать Мажора, опять же — ради денег...
Юрий: - Даня на самом деле никогда хорошим и не был. Они с Мажором весь первый сезон грызлись, и сошлись только к концу. Но он не ожидал, что Мажор выйдет из СИЗО и фактически разрушит его свадьбу с Викой. А Жека остается положительным.
Татьяна: - Да, он познакомился с Ниной ради денег. Но только поначалу. Там очень долгая история, сложная...
Юрий: - Вообще Александр Обласов, который играет Жеку — очень хороший актер, и его потенциал не был раскрыт в первом сезоне. А во втором он раскрылся, полноценный стал персонаж — развернулся, показан теперь не с одной стороны...
- Юрий, вы сказали, что у вас уже 20 книг, несколько сценариев. У Татьяны тоже есть книга, написанная в соавторстве с вами. Вы больше писатели или сценаристы?
Юрий: - Последние несколько лет более плотно занимаемся написанием сценариев, потому что на гонорары от книг сейчас не проживешь — читательский интерес падает, падают тиражи. Кроме того, если в сценарное производство «влез», то приходится погрузиться в него с головой — нельзя быть одновременно и писателем книг, и сценаристом...
- Будет ли третий сезон «Мажора»?
Татьяна: - Не исключаем, что будет. Потому что концовка во втором сезоне открытая, и историю Мажора вполне можно продолжить...