Современные юннаты исследуют природу и ходят в экспедиции

Насекомники, птичники, водолюбы...

15 июня — День создания юннатского движения в России. Все, кто застал «пионерское детство», наверняка помнят, что практически при советских школах были открыты кружки юных натуралистов. Оказывается, это детское движение не ушло в прошлое вместе с пионерией. Кто же они, современные юннаты? Чтобы узнать об этом наш корреспондент отправился на городскую станцию юных натуралистов «Патриарший сад».

Насекомники, птичники, водолюбы...
Валентина Васильевна с воспитанниками Фото: Аннета Татарникова

Возродить «Патриарший»

 

Рассказать о современных юннатах нам согласилась педагог дополнительного образования, методист владимирской станции юных натуралистов «Патриарший сад» Валентина Блинова, которая работает в «Патриаршем саду» вот уже четверть века. Валентина Васильевна — человек увлеченный: о растениях может говорить часами, историю юннатского движения знает от А до Я.

 

Итак, года не прошло после Октябрьского переворота 17-го года, а уже в июне, если быть абсолютно точным — 15-го числа, в столичных Сокольниках провели первую экскурсию для юных любителей природы. Этот день стал официальной датой создания «Биостанции юных натуралистов». Через год при станции уже действовало четыре кружка: «Огородники» (ботаники), «Птичники» (орнитологи), «Насекомники» (энтомологи) и «Водолюбы» (гидробиологи).

 

Через несколько лет станции юных натуралистов начали открываться и в других городах бывшего СССР — в Омской, Ленинградской и Ивановской областях. А чуть позже юннатское движение настолько захватило страну, что станции и кружки юных натуралистов начали работать практически при каждой школе! В том числе, разумеется, и у нас, во Владимире.

 

- Юннатские кружки у нас были не только в школах, — улыбаясь рассказывает Валентина Васильевна, — но и при Дворце пионеров, который располагался в нынешнем здании Дома дружбы на Соборной площади. Только тогда она называлась площадь Свободы. Кружки эти были, в основном, теоретического направления. Практикой юные натуралисты тоже занимались - выращивали комнатные цветы и имели небольшой живой уголок.

 

А после войны — в 1948 году во Владимире провели 1-ый Всесоюзный слет юных садоводов-мичуринцев, на который съехались представители делегаций всех 16-ти союзных республик. Съезд прошел под лозунгом «Украсим родину садами!» Именно тогда решено было возродить старый, заброшенный Патриарший сад, который находился практически в центре Владимира.

 

Работа юным натуралистам предстояла непростая: попробуй расчисти от накопившегося за десятки лет мусора три гектара земли! А ведь еще предстояло сделать первые посадки яблонь, груш, смородины и других ягодников, посадить цветы.

 

- И поэтому не только юннаты, которые ходили в школьные кружки, но все владимирские школьники — и комсомольцы, и пионеры — приняли участие в очистке этой территории от мусора, — говорит Валентина Блинова. - На расчистку сада ушел не один месяц. Трудовые десанты менялись один за другим. Владимирские дети ведрами и на носилках выносили кирпичи, мусор, камни, вырубали бурьян и дикую поросль, чтобы посадить здесь деревья, кусты и цветы.

 

Ну, а потом бывший «Патриарший сад» был переименован в «Сад имени 16-ти союзных республик» и передан пионерам и школьникам.

 

Кто такой кивсяк?

 

Пионерская организация канула в лету больше 20-ти лет назад. А что же юннаты? Оказывается, движение юных натуралистов с распадом «нерушимого союза» не заглохло. Даже когда пионерская организация распалась, юннаты — остались!..

 

Но неужели современным детям, со всеми их гаджетами, по-прежнему интересно сажать цветы, капусту и порей?

 

- Сажать растения детям по прежнему интересно, — уверяет Валентина Васильевна. - Природа никогда не перестает удивлять людей. Особенно детей. Они же изумляются на каждого жучка-червячка, каждый росточек необычный им хочется исследовать, каждое неизвестное растение... Искренне изумляются, радостно! Нынешние юннаты, и правда, более продвинуты в техническом плане. И гаджеты они используют для того чтобы определить, что именно попало в поле их зрения и интереса. Вот мы, например, кивсяка недавно нашли. Кто такой кивсяк? Дети сразу отыскали о нем интересные факты в интернете...

 

- А как насчет «птичников», «насекомников» и «водолюбов»? — интересуюсь я. - Сохранились ли юннатские специальности?

 

- Специальности сохранились, — улыбается Блинова, — только названия теперь другие: ботаники, зоологи и экологи. Сейчас при станции юных натуралистов занимаются 1200 юннатов в 100 кружках биологического и экологического направления. Получается по 10-12 человек в каждом. Кружки, особенно в зимнее время, действуют на базе школ и интернатов, ведь не все дети имеют возможность по 1-2 раза в неделю платить за проезд, чтобы доехать до станции юннатов. Поэтому педагоги из «Патриаршего сада» сами ездят по учебным заведениям. А летом те, кто носит гордое название «юннат», приходят в Сад на практику.

 

Юннаты, по словам Валентины Васильевны, не только наблюдают за природными явлениями, ухаживают за растениями и животными, но и проводят большую опытническую и исследовательскую работу. Причем, скачанные со страниц Интернета рефераты сейчас никому не нужны — требования к написанию исследовательских работ достаточно высокие. Юннаты самостоятельно в течение нескольких лет проводят исследования, их результаты анализируют, а потом делают научные выводы. У некоторых работы получаются наравне с университетскими исследованиями. Даже в Москве на Всероссийских юннатских конкурсах с ними выступают!

 

Владимирские юннаты проводят работы по экологии и гидробиологии: по обитающим в водоеме живым существам определяют, насколько загрязнена вода, а также «закладывают опыты» — размножают и выращивают диковинные редкие для нашей полосы растения: вейгелу, дейцию и самшит.

 

- Кроме липы мелколистной и крупнолистной, которая встречается у нас в парке Липки, юннаты выращивают липу дальневосточную и американскую, — перечисляет Валентина Васильевна. - Появились в «Патираршем саду» и так называемые «экзоты»: айлант высочайший, он же «дерево-небо», гинкго билоба, гледичия бундук и множество других.

 

Юннаты спасают гамарбию

 

Особое направление юннатской работы — исследовательские экспедиции.

 

- В конце мая наши юннаты ходили в однодневную экспедицию на одно из небольших озер неподалеку от Владимира, - говорит Валентина Блинова. - Называть это озеро я не буду, скажу лишь, что находится оно недалеко от трассы, но его не сразу найдешь... Мы шли в дождь, два часа его искали... Судя по записям, там ботаники с исследовательской экспедицией в последний раз были более ста лет назад. Так вот, они там отыскали два удивительных растения, которые больше нигде в области не встречаются: лосняк Лезеля и гамарбия болотная. Причем, всего три штуки одного растения и восемь другого. Мы искали эти растения, и тоже нашли их, в небольшом количестве. Обнаружили и много других ценных растений. Хотя найти их было непросто: некоторые поднимаются от земли всего на несколько сантиметров. А по плану по берегу этого озера вскоре может пройти высокоскоростная железнодорожная магистраль. Но ведь тогда эти растения погибнут. А они же занесены не только в красную книгу Владимирской области, но и в Красную книгу всей России!

 

Кроме кратковременных «вылазок» бывают у юных исследователей и многодневные экспедиции — как положено с палатками и прочим юннатским снаряжением. И всякий раз возвращаются, сделав удивительные открытия. В позапрошлом году, например, нашли на территории национального парка «Мещера» редкий в наших краях мытник болотный. До этого, казалось бы, все растения, произрастающие в нацпарке, были известны и сто раз переписаны, а о том, что там еще и мытник произрастает, никто из сотрудников парка не знал...

 

После реконструкции

 

В этом году у юннатов — радость: впервые за несколько десятилетий в «Патриаршем саду» провели большую реконструкцию. Обновили все лестницы, появились новые беседки, подъемник для маломобильных людей. Новый фонтан появился на месте бассейна, а неподалеку вырыли пруд который был обозначен на старинных, дореволюционных планах. Более чем в пять раз увеличили ручей, который теперь впадает в пруд.

Новый фонтан, который появился на месте бассейна Фото: Аннета Татарникова

В 2005 году городскую и областную станции юных натуралистов объединили, и общая территория их составляет почти 4 гектара. После реконструкции можно будет увидеть ее целиком. Здесь собираются построить учебный корпус, где смогут заниматься любимым делом сразу 75 юннатов, конференц-зал на 300 мест, оранжерею. В настоящее же время на площади, где располагалась областная станция юннатов, вовсю идут археологические раскопки.

 

А живой уголок временно, на три года, переехал в Лесной. Птицы и домашние, и дикие — попугаи, зяблик, клест, дубонос, а также аквариумные рыбки, хомячки, мыши, крысы, дегу, хорьки и мадагаскарские тараканы, по словам Валентины Васильевны, уже привыкли к новому месту обитания.

 

- В сад юннатов нужно приходить постоянно — с весны до поздней осени, — считает Валентина Васильевна. - Он красив в любое время, а все потому что здесь растет очень много видов растений. Мы постоянно пополняем коллекцию, которая насчитывает более тысячи видов, сортов и разновидностей.

 

Последний мой вопрос педагогу — как дети попадают в юные натуралисты? Наверное, из школ направляют тех, кто получает одни пятерки по биологии?

 

- Вовсе нет, — говорит Валентина Блинова. - Для того, чтобы стать юннатом, достаточно просто прийти в «Патриарший сад» на экскурсию с родителями или попасть сюда в составе трудового десанта из школы, влюбиться в природу и попросить записать в какой-нибудь кружок. В юннаты мы берем всех без исключения, и не смотрим на оценки в дневнике. Нашим воспитанникам от 6 до 18 лет. А некоторые приходят помогать и после 18-ти, и даже приводят сюда своих детей, а дети — своих детей... И получаются целые династии юных натуралистов!

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №25 от 15 июня 2016

Заголовок в газете: Насекомники, птичники, водолюбы...

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру