Про предков
- Олег Николаевич, скажите нам сразу: как правильно ставить ударение в вашей фамилии?
- Раньше ставили ударение на старинный манер — это указывало на принадлежность к дворянскому роду. Например, Никита Михалков раньше был МихАлковым. Ну а мы, соответственно, МОдоровы. Сегодня привычнее, когда говорят МодОров. Я не против и так, и так — никогда не обижаюсь.
- Значит, вы родом из дворян?
- Да. Родственник по материнской линии — Робустов Алексей Константинович — был столоначальником и заведовал пенсионным фондом Владимирской губернии на рубеже XIX — XX веков.
- У вас, наверное, и имение родовое имеется.
- Как такового имения не было, но вот внизу Летнеперевозенской улицы был дом с видом на Успенский собор и Клязьму, с балконами в три яруса и большим вишневым садом. В советское время, когда «уплотняли» интеллигенцию, туда подселили несколько пролетарских семей. Я до сих пор помню, как маленький я ходил туда в гости к бабушке. У нее на террасе стоял огромный рояль, который занимал почти всю комнату. Она играла — я слушал музыку и смотрел в окно... Наверное, эти виды во многом определили мой выбор профессии.
Про образ жизни
- Олег Николаевич, многие относятся к художником с почтением и уважают их труд, но есть и такие, кто считает, что все богемные люди, в том числе и художники, ведут аморальный образ жизни. Как у вас обстоят дела с аморальным образом жизни?
- С аморальным все замечательно! — смеется Олег Модоров. - В искусстве есть некоторая свобода. И в выражении творческих идей, и в творческом графике. Нет художника, который рисует с 8 до 17 с перерывом на обед. Не все пользуются этой свободой правильно. Кто-то действительно начинает выпивать чаще, чем нужно. Но, думаю, среди художников алкоголиков не больше, чем среди представителей других профессий. Я, например, люблю выпить, но только хорошие напитки и только в компании друзей.
- А покушать любите?
- Я ем очень мало, полностью следуя заповеди про то, что художник должен быть голодным. Хотя готовить я люблю и много готовлю.
- Ваше любимое блюдо?
- Я люблю плов, домляму, жареные ребрышки.
Про женщин
- Вином и едой вы не злоупотребляете. В чем тогда ищите вдохновение? Может быть, в женщинах?
- Конечно, — улыбается Олег Модоров. - Женщины ведь для этого и созданы. Считается, что нет женщины — нет проблем. Появилась женщина — с ней приходят проблемы. И когда начинаешь их решать — приходит вдохновение. Так что, как поется в известной песне, «без женщин жить нельзя на свете, нет!». Я вот уже почти 25 лет не могу жить без любимой жены Оксаны.
- А почему тогда вы не рисуете женщин?
- Почему не рисую? Рисую. У меня есть и портреты, и натюрморты. Просто чаще я все-таки пишу в жанре пейзажа. Люблю пленэры (пленэр — рисование на природе — Прим. ред.). Я недавно, неделю назад, вернулся из Мстеры, сейчас готовлюсь поехать на пленэр, который будет проходить в доме-музее Левитана. Там будут и, так скажем, матерые художники, и совсем еще юные студенты.
- Вы преподаете в вузе. Студенты, наверное, не дают зачахнуть?
- О, да! У них полно энергии, они все время подталкивают меня вперед и заставляют шевелиться в творческом смысле этого слова. Плюс самые талантливые из них наступают на пятки, стимулируя держать себя в форме.
- Если бы я была художником, наверное, весна вдохновляла меня больше всего... А как у вас?Время года влияет на вдохновение?
- Для меня любимое время года, наверное, все-таки не зима. Хотя зимой тоже красиво. Но межсезонье — весна и осень — самое благодатная пора для работы. Летом, сами понимаете, зной, да комары, да мухи. Плюс у меня с детства нет страсти к зеленой краске, а летом все зеленое. Зато вот сейчас, в апреле-мае, куда не глянь — готовая картина!
Про знаменитостей
- Олег Николаевич, у кого из знаменитостей есть ваши картины?
- У многих известных владимирских политиков и бизнесменов. У нашего губернатора — Светланы Юрьевны Орловой. А еще моя картина есть, например, у такой знаменитости, как скандальный украинский политик Юлия Тимошенко. У нас был пленэр в Закарпатье, в Ужгороде. Приехавшие из Киева парламентарии ходили с экскурсией, и ей понравилась моя картина. Организаторы пленэра купили ее у меня и подарили «женщине с косой».
- А сколько стоит ваша картина?
- Искусство бесценно, — шутит Олег Модоров.
- И все-таки?
- Цена для коллекционеров одна, цена в галерее — другая. Минимальная цена моей картины — в районе 100 тысяч рублей за метровый холст.
- Круто! Сколько же тогда стоят классики?
- Картины, например, моего отца Николая Модорова стоят дороже минимум в два раза.
Про выставки
- А на кого равняетесь?
- Тяжело сказать. В живописи есть понятия вкуса, приоритетов, моды наконец. Из классиков — Левитан. Из владимирских художников — Бритов, Юкин и, конечно, мой отец. Сегодня много интересных художников. Мне очень нравится Валерий Полотнов, Гелий Коржев, на выставке которого в Москве я побывал на прошлой неделе.
- А на выставке Серова вы были?
- Да, был, причем в числе первых посетителей, и обошлось без очередей и прочего ажиотажа.
Про планы
- Олег Николаевич, ну, может быть, расскажете о скелетах в шкафу?
- У меня скелетов нет, одни черепа! — смеется Олег Модоров.
- Ну тогда расскажите о планах на лето.
- В творческих планах — поездка в Липецк на всероссийский пленэр. А в «семейных» — поездка на машине в Абхазию. Там сумасшедшая природа и очень красивое море. И, кстати, там пару лет назад я первый раз в жизни купался с диким дельфином.
- Как на шоу «Вместе с дельфинами»?
- Да ну вас! Я от него спасался бегством. Он решил со мной поиграть, а мне было не до этого. Потому что первые несколько минут я пытался понять: точно дельфин, не акула ли?
- Ну вы потом этого дельфина нарисовали?
- Нет, планирую встретится с ним в этим летом и написать портрет!