Лучшие среди лучших
С 2012 года награды The Art Newspaper Russia ежегодно вручаются в пяти номинациях: «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года», «Личный вклад». Призеры награждаются статуэткой в виде перекрещивающихся, как стрелки часов, лондонского Биг-Бена и Спасской башни Московского Кремля. По задумке скульптора Сергея Шеховцова, статуэтка символизирует синхронизацию России с мировым художественным процессом.
Выбор лауреатов премии — это драматичный процесс. Ведь искусство всегда трудно оценивать. И здесь задача судей — отметить действительно значимые события и достижения в области культуры.
Среди номинантов этого года такие культурные «звезды», как, например, музей современного искусства «Гараж» в Москве или ставшая сенсацией выставка Серова. В номинации «Реставрация года», в частности, помимо Боголюбской иконы борьбу за приз вели кипрские древности из «берлинской» коллекции из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина (они пострадали во время бомбардировки Берлина в 1945 году и были восстановлены спустя 70 лет) и клуб им. И.В. Русакова (один из главных шедевров архитектора-новатора Константина Мельникова, который стараниями реставраторов был возвращен к первоначальному облику). Но лучшей стала все-таки работа по спасению иконы «Богоматерь Боголюбская».
- Само вручение премии было очень торжественным, — говорит Светлана Евгеньевна Мельникова. - Масштабная церемония, которую посещают около 900 VIP-гостей, среди которых представители бизнес-элиты, государственные деятели, коллекционеры, меценаты и галеристы, художники и музейные работники.
Все они стали свидетелями триумфа Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. И.Э. Грабаря и Государственного Владимиро-Суздальский музея-заповедника.
Непростая биография
Икона «Богоматерь Боголюбская», написанная в 1158 году в период правления владимирского князя Андрея Боголюбского — одна из древнейших русских икон, хранящихся в собрании Владимиро-Суздальского музея-заповедника.
Предание связывает создание иконы с чудом, случившимся во время путешествия князя Андрея из Киева в Ростов с вывезенной им иконой Владимирской Богоматери. Недалеко от Владимира повозка с иконой была остановлена неведомой силой. Князю явилась Божья Матерь и повелела оставить икону во Владимире, а на месте явления основать храм и монастырь в честь Рождества Богородицы.
Андрей Боголюбский велел написать икону, изображающую его видение. Так была создана икона «Богоматерь Боголюбская» в драгоценном окладе. На протяжении многих столетий она находилась в церкви Рождества в Боголюбове. В 1722 году произошло обрушение церкви, и икона, получившая повреждения основы, живописного слоя и оклада, претерпела масштабное поновление. После постройки нового Рождественского храма она была поставлена на прежнее место и находилась в Боголюбове вплоть до 1923 года, когда произошла «ликвидация» Боголюбского монастыря как духовного учреждения. Тогда икона была передана на хранение церковной общине в приходскую церковь Иоакима и Анны. После закрытия и этой церкви, в 1939 году Боголюбская передается в Успенский собор во Владимире. В 1946 году икона поступает во Владимирский областной краеведческий музей в крайне аварийном состоянии: по всей поверхности произошло сильное отставание и деформация грунта, местами утраченного до доски, основа была изъедена жуком шашелем.
Возвращенная после двадцатилетней — с 1958 по 1978 год — реставрации в мастерских имени Грабаря икона «Богоматерь Боголюбская» более десяти лет экспонировалась в одном из залов исторической экспозиции музея-заповедника.
Но в 1993 году по просьбе православной общественности, с разрешения вышестоящего руководства, музей-заповедник передал икону «Богоматерь Боголюбская» в Княгинин монастырь, при этом не снимая с себя обязательства по осуществлению контроля за святыней.
Мониторинг состояния святыни показал первые признаки ухудшения сохранности в начале 2009 года. Было проведено вскрытие климатической витрины и реставрационный осмотр, в ходе которого выяснилось, что из-за изменения температурно-влажностного режима в храме на иконе образовалась плесень, налеты, и сохранение памятника требует оперативного реставрационного вмешательства.
Тогда и было положено начало сложной и ответственной работе, которая велась специалистами Реставрационного центра имени И.Э. Грабаря при участии реставраторов музея-заповедника в течение почти семи лет.
Тяжелейшее решение
В течение первых двух лет икону, что называется, стабилизировали — наблюдали за процессами, происходящими с ней, с помощью высокотехнологичных приборов. Затем, когда специалисты вывели ее из критического состояния, началась собственно реставрация. На помощь пришли все современные технологии — от 3D-сканирования до инфракрасного и ультрафиолетового обследований. Реставраторы прежних лет думали о том, как сохранить образ. Этим объясняется то, что в некоторых местах уровень записи превышал 11-18 слоев. Кроме того, во время реставрации использовались такие материалы, как воск и парафин, потому что раньше считалось, что заливка парафином смыкает доски и фиксирует запись. Но с течением времени парафин начинает взаимодействовать с окружающей средой и наносит ущерб красочным слоям.
- Произвести раскрытие самого раннего слоя — это было тяжелейшее решение, — говорит Светлана Мельникова. - Но сам факт того, что икона была раскрыта от поздней записи, — это событие, которое невозможно переоценить.
И вот в январе 2016 года основная фаза реставрационных работ была завершена. А результатом стало не только выведение иконы из аварийного состояния, но и открытие авторской живописи XII в. Реставраторы открыли для нас икону такой, какой она задумывалась автором. Например, доска, на фоне которой изображена Богородица, — золотисто-серебристая, а облачение Богородицы — голубого цвета, а не зеленого. Но обновленной иконе у Богоматери изменился лик, контуры рук и шеи, а также появился такой умильный штрих, как красная туфелька, выглядывающая из-под одеяния.
Растворяясь в чужом величии…
- Девять веков назад по велению князя Андрея Боголюбского икона была создана неизвестным нам изографом, но спустя столько лет спасли ее совершенно конкретные люди, и, конечно, честь им и хвала, — говорит Светлана Евгеньевна. - Так, реставратор высшей категории Александр Громатюк за время работы с иконой стал частью жизни музея.
По признанию генерального директора ВСМЗ, икона ни на один день не покидала пределов Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Все это время она хранилась в специальной «тайной комнате», расположенной в Палатах, в которой поддерживаются специальные температурно-влажностные условия. И Александр Громатюк работал, можно сказать, «вахтовым методом» — приезжал из Москвы во Владимир практически каждую неделю. Благодаря его кропотливому труду икона вернулась в среду искусства, ведь подобных ей образов на Руси меньше десятка — в этом смысле она просто бесценна.
- Я считаю, что великое дело реставрации подобно чуду, — продолжает Светлана Евгеньевна. - Художник создает свое и гордится своим, а реставратор растворяется в чужом величии, вкладывая свой талант в то, чтобы сохранить красоту, созданную не им. Это очень православное искусство, ведь в его основе -—жертва мастера.
Выставка, посвященная спасению
К сожалению, увидеть Боголюбскую получиться не скоро. Сегодня, когда основной объем работы завершен, специалисты рекомендовали музейщикам проводить мониторинг святыни еще не менее двух лет. А за это время можно будет решить вопрос о том, где и как экспонировать восстановленную икону.
- Нужно понять, можно ли ее приподнять для экспонирования. И если да, то под какие углом, — говорит Светлана Мельникова. - Будет ли она находиться в капсуле или само помещение будет представлять собой огромную капсулу. Конечно, хотелось бы сделать икону доступной для людей, потому что прежде всего она — святыня русской земли. И может быть, как путешественники со всего мира едут в Турин взглянуть на Туринскую плащаницу, так и во Владимир начнется паломничество неравнодушных к этому образу туристов, ведь Боголюбская обладает не менее притягательной силой.
А пока в музее-заповеднике заняты вопросом подготовки выставки, посвященной спасению иконы. На сегодняшний день заказаны фотографии иконы на всех стадиях реставрации. Но это не просто бумажные изображения. Фотографии будут находиться внутри специальной стекло-пластической массы. Те, кто придут на готовящуюся выставку, увидят цветное изображение иконы Боголюбской Божией Матери, сделанное аж в 1918 году!
- Эти очень ответственная, но приятная работа, — говорит Светлана Евгеньевна. - И мне невольно вспоминаются слова акафиста: «О Боголюбивая Матерь Божия, Заступница и Надежда наша, радуйся!». Я думаю, что она радуется.