Скульптурный портрет Андрея Вознесенского украсит Палаты

Поэт имеет владимирские корни

Автор портретной композиции — известный московский скульптор Зураб Церетели — лично приехал в наш областной центр, чтобы передать свою работу руководству музея-заповедника. По этому случаю в актовом зале Палат провели вечер памяти Андрея Вознесенского, ушедшего из жизни 5 лет назад. На встрече многие открыли для себя неожиданные подробности из жизни и творчества поэта, а также узнали о его тесной связи с Владимирской землей.

Поэт имеет владимирские корни
Портрет работы Церетели Фото: Аннета Татарникова

В Киржаче провел часть детства

 

Что же связывало Андрея Вознесенского с Владимирщиной? Оказывается, у поэта были владимирские корни, которыми он очень гордился.

 

Фамилия указывает на принадлежность семьи Вознесенского к духовному сословию. Прапрадед поэта со стороны отца Андрей Полисадов был вывезен из Грузии «юным монахом» и усыновлен в России. Позже он стал архимандритом, настоятелем Благовещенского муромского собора на Посаде. Так что корни по мужской линии у Вознесенского — муромские. А вот его мать — Антонина Сергеевна Вознесенская, урожденная Пастушихина — родом из Киржача Владимирской области.

 

Жила семья Вознесенских в Москве, отец поэта — профессор Андрей Николаевич Вознесенский — был инженером-гидротехником, директором Гидропроекта. Андрей Вознесенский родился в столице. Но в Киржаче, признают краеведы, провел часть детства — учился здесь во 2-м и 3-м классах. Об этих годах молодой Вознесенский рассказывал осенью 1959 года во время вечера поэзии во владимирском Доме офицеров.

 

Но сотрудникам Владимиро-Суздальского музея-заповедника удалось узнать и о более раннем выступлении поэта на Владимирской земле — в 1957 году он приезжал в Суздаль. Редчайшую запись — чтение 24-летним Вознесенским одного из своих стихотворений — удалось услышать присутствующим на вечере памяти.

 

- Вознесенский с особой теплотой относился к Владимирской земле, родине своих предков. — уверяют устроители вечера. - И жизнь его была неразрывно связана с нашим краем.

На вечере памяти в Палатах Фото: Аннета Татарникова

Звонок от Пастернака

 

Стихи Вознесенский начал писать рано, еще будучи школьником. И в 14 лет послал несколько своих произведений Борису Пастернаку. Поразительно, но Пастернак не просто ответил письмом, а набрал номер телефона будущего поэта. Удивлению родителей, по словам ведущего вечера памяти, не было предела: «Андрей, подойди к телефону, тебе звонит сам Пастернак!..»

 

Общение Вознесенского с Пастернаком вскоре переросло в крепкую дружбу. «Я всего лишь подмастерье у Пастернака», — всю жизнь говорил Андрей Вознесенский.

 

Мало кому известно, но по образованию Вознесенский был не поэтом и не филологом, а... архитектором. Настоял на таком образовании опять же Борис Пастернак, который сказал окончившему школу Андрею: «Иди получай мужскую профессию — не надо учиться писать стихи у тех, кто пишет их хуже тебя». И Вознесенский закончил архитектурный университет.

 

Именно как архитектор Андрей Вознесенкий познакомился с нынешним президентом Российской академии художеств Зурабом Церетели. Поэт и скульптор долго дружили.

 

У них даже есть общая архитектурно-скульптурная композиция — монумент, посвященной российско-грузинской «дружбе навеки». Создан он был в 1983 году к 200-летию вхождения Грузии в состав Российской империи. Вознесенский выступил здесь в качестве архитектора. Высота установленного в Москве монумента — 42 метра, он представляет собой колонну, на которую нанизаны буквы грузинского и русского алфавитов. Из букв складываются слова «мир», «дружба», «братство». А венчает сооружение виноградная лоза.

 

Цензура не пропустила

 

2015-й год стал юбилейным для первой книги Вознесенского, вышедшей в свет. И издана она была именно на Владимирской земле!

 

После приезда во Владимир осенью 1959 года молодой поэт отдал несколько своих стихов в тогдашний печатный орган советской молодежи — газету «Комсомольская искра». Но руководители Владимирского книжного издательства предложили Вознесенскому издать его стихи отдельным сборником. К слову, издательство находилось в те годы в здании Палат.

 

Небольшая книжечка размером в ладонь была готова достаточно скоро. Вместо фотографии автора, которая традиционно открывала тогда каждое издание, был размещен портрет — рисунок, выполненный молодым художником Ильей Глазуновым...

 

Тираж книги «Мозаика» составил 5 тысяч экземпляров. На 31-й странице находилось стихотворение «Прадед», которое было посвящено тому самому муромскому архимандриту - Андрею Полисадову:

 

«Ели — хмуры.

Щеки — розовы.

Мимо Мурома

Мчатся розвальни.

...Где-то в России

В иных временах,

Очи расширяя,

Юный монах

Плачет и цепи нагрудные гладит.

Все это прадед».

 

Чтобы советский человек, комсомолец посвятил стихи духовному лицу, православному священнику... Да еще и гордился тем, что это его родственник... Такое в Советском Союзе было просто немыслимо! Однако заметили оплошность слишком поздно, когда книга уже была напечатана.

 

Было принято решение заменить неблагонадежный стих на стихотворение про кассиршу. Из пяти тысяч экземпляров вручную была вырезана страница со стихотворением «Прадед» и вклеена страница со стихотворением «Кассирша». Работа, согласитесь, колоссальная.

Поэт с женой Зоей Богуславской Фото: Аннета Татарникова

Но... в оглавлении исправить ошибку забыли. И весь тираж был изъят цензурой с полок книжных магазинов. Букинисты скупали «Мозаику» со складов макулатуры. Сейчас «Мозаика» — раритет, но один из экземпляров хранится в фондах Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

 

…Скандал тогда был крупный. Вознесенскому он принес определенную славу, а вот редактора - Капитолину Афанасьеву — сняли с работы. Вознесенский всегда чувствовал некоторую вину перед ней. Дружили они долгие годы. Помня эту историю, к Афанасьевой нередко приезжали посоветоваться, «поставить руку» молодые советские поэты... Например, посетил ее ныне известный поэт и писатель Александр Ткаченко, руководитель русского ПЕН-клуба, недавно ушедший из жизни.

 

А 55 лет спустя, опять же во Владимире, была издана другая «мозаика» — книга «Мозаика воспоминаний. Андрей Вознесенский — Владимирский край». В ней собраны высказывания всех, кто помнит Андрея Вознесенского, знал его лично, общался с ним на Владимирской земле. Это своеобразная летопись дружбы Владимира и Андрея Вознесенского.

 

Недовольство Хрущева

 

Второй сборник Вознесенского — «Парабола» — уже безо всяких скандалов был выпущен в Москве в конце лета 60-го года. Портрет поэта в нем решили не размещать.

 

Через три года, в марте 1963-го, Первый секретарь ЦК КПСС и Председатель Совета министров СССР Никита Сергеевич Хрущев собрал в Кремле «представителей художественной интеллигенции». Эту встречу с интеллигенцией Вознесенский запомнил на всю жизнь.

 

Тридцатилетнего поэта вызвали на трибуну, но не успел он сказать и нескольких слов, как Хрущев, потрясая кулаком и брызжа слюной, обрушился на Вознесенского с яростной руганью, с угрозами выслать его из страны: «Убирайтесь вон, господин Вознесенский, к своим хозяевам. Я прикажу подписать вам заграничный паспорт!»

 

Вознесенский вышел с той встречи как в воду опущенный. И первым, кто протянул ему руку помощи, был опять же наш земляк-владимирец Владимир Солоухин, который догнал Вознесенского уже на улице, положил ему руку на плечо и по-отечески спросил: «Ну что, выстоял?» Потом Солоухин повел Вознесенского к себе домой, напоил чаем, показал свою коллекцию икон...

 

После «встречи с интеллигенцией» Вознесенский решил на всякий случай не появляться в Москве. Скитаясь по стране, он заезжал и в Сухуми, где познакомился с Зурабом Церетели. Их дружбе более сорока лет. Скульптурный портрет Вознесенского Церетели решил подарить именно Владимиру, памятуя о корнях своего ушедшего друга.

 

Рок-опера, эстрадные песни, романс

 

Когда началась травля Вознесенского, критики называли его «модным поэтом», намекая на то, что любая мода — недолговечна. Однако свое имя Андрей Вознесенский навсегда вписал в историю русской литературы.

 

На стихи поэта написаны популярные эстрадные песни: «Плачет девочка в автомате», «Верни мне музыку», «Подберу музыку», «Танец на барабане», «Песня на «бис» и неувядающий хит «Миллион алых роз» (в основе сюжета — реальная история любви художника Пиросмани к французской актрисе).

 

Известнейшая рок-опера «Юнона и Авось» на либретто Вознесенского была поставлена Марком Захаровым в Московском театре имени Ленинского комсомола и до сих пор не сходит со сцены. Романс «Я тебя никогда не забуду», основанный на стихотворении «Сага», знают даже далекие от поэзии люди.

 

В последние годы жизни Вознесенский обосновался в подмосковном Переделкине, по соседству с дачей-музеем Бориса Пастернака. Дважды в год — в день рождения Пастернака и в день смерти поэта — Вознесенский проводил поэтические чтения в честь своего друга и учителя. Встречам с Пастернаком посвящена книга Вознесенского «Мне четырнадцать лет».

 

За 4 года до смерти Вознесенский перенес первый инсульт. В 2010 году у него случился второй инсульт, после которого он уже не оправился.

 

Андрей Андреевич Вознесенский скончался 1 июня 2010 года на 78-м году жизни в Москве. Похоронили поэта 4 июня 2010 года на Новодевичьем кладбище рядом с родителями.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру