Приемные семьи: учимся жить вместе

Второй год во Владимире действует служба поддержки замещающих семей

Не так давно нашу страну потрясла история, произошедшая на Украине: приемная мать насмерть забила двоих усыновленных детей. Да и наши, владимирские «опекуны» прославились на всю Россию, когда завели для приемных дочерей дневники позора, куда записывали все их прегрешения. Что это — система или единичные случаи? Как живется детям, которые попадают в приемные семьи? Проверяют ли эти семьи? Помогает ли кто-либо устранять конфликтные ситуации, если те возникают? Оказывается, и проверяют, и помогают, если помощь требуется. С апреля 2011 года в областном центре работают педагоги и психологи, чья непосредственная задача — сопровождать приемные семьи. Возглавляет эту службу педагог с почти сорокалетним опытом работы Вера Маштакова.

Второй год во Владимире действует служба поддержки замещающих семей

Что такое замещающие семьи

- Вера Михайловна, ваша служба работает уже полтора года. Расскажите, для чего она создавалась и чем занимается?

- Наше учреждение называется Детский оздоровительно-образовательный социально-педагогический Центр г.Владимира. В апреле прошлого года ему были переданы полномочия органов опеки и попечительства, касающиеся педагогической, психологической, социальной, правовой и логопедической помощи. Если говорить проще, наша цель — сопровождение и поддержка замещающих семей.

- Что это такое - «замещающие семьи»?

- Это те семьи, где воспитываются дети-сироты или дети, оставшиеся без попечения родителей, так называемые «социальные сироты». Их родители живы, но, как правило, ведут аморальный образ жизни и поэтому лишены родительских прав, либо находятся в местах лишения свободы. Задача нашей службы — чтобы не было так называемого «вторичного сиротства». То есть чтобы дети, которые уже однажды остались без родителей и были приняты в приемные или опекунские семьи, не лишались этих семей снова. Ведь ни для кого не секрет, что иногда отношения с усыновленными или взятыми под опеку детьми у новых родителей не складываются. Бывают случаи, когда ребенка возвращают государству со словами: «Я не могу с ним справиться, он меня не понимает». Мы стараемся предупреждать подобные ситуации.

- Из-за чего чаще всего возникают ситуации, о которых вы говорите?

- Причин несколько. И сразу винить во всем приемных родителей не надо. Как правило, это люди, которые не имеют опыта воспитания таких детей. Ведь ребятишки, которые попадают в приемную семью, как правило, достаточно «сложные». Это те дети, которые однажды уже пережили стресс, а порой даже шоковое состояние из-за потери родных родителей. К ним нужен особый подход. Если вести речь о воспитании в целом, то это самая сложная работа. А перевоспитание — еще сложнее. Поэтому наши педагоги и психологи и помогают таким семьям справляться с возникающими трудностями. Стоит добавить, что нередко опекунами становятся бабушки и дедушки детей, чьи родители злоупотребляют алкоголем, принимают наркотики и лишены родительских прав. То есть получается, что опекуны уже однажды совершили какие-то ошибки в воспитании собственных детей. И наша задача сделать так, чтобы эти ошибки не повторились и в воспитании внуков.

Понимание - прежде всего

- Каким же образом вы этого достигаете?

- Перед тем, как передать ребенка в приемную семью, мы проводим обязательное обучение кандидатов в усыновители. Происходит так называемая подготовка граждан, желающих взять ребенка в семью. До 1 сентября занятия проводились по 26-часовой программе, а теперь утверждена 34-часовая программа. С будущими приемными родителями работают психологи, социальные педагоги, медики и юристы. За полтора года обучение по этой программе прошли около 50 человек — кандидатов в опекуны.

- То есть человеку "с улицы" ребенка не отдадут?

- Разумеется, нет. Подход очень строгий, и подбор будущих приемных родителей ведется очень тщательно. Наши психологи проводят групповые и индивидуальные занятия с опекунами, приемными родителями и усыновителями. Отдельно работают и с детьми, а также дают индивидуальные консультации. Специалисты владеют сертифицированными методиками, дающими возможность не только заглянуть в душу ребенка, но и помочь ему разобраться в проблемах и получить советы, рекомендации, помощь.

- Кто работает в службе сопровождения?

- Только опытные педагоги и психологи, которые получили профильное образование в Москве и Санкт-Петербурге. Команда у нас подобралась хорошая. Это психолог высшей квалификационной категории, семейный психолог, специализирующийся на разрешении семейных конфликтов Ирина Николаевна Токарева, и два социальных педагога — Светлана Павловна Сараева, педагог с большим стажем работы, которая сама воспитала троих детей и награждена общественной медалью «За полезное», Марина Юрьевна Ляпина, чья специализация — решения правовых вопросов приемных семей. В подготовке людей, желающих принять детей в семью, принимают участие и другие опытные социальные педагоги и психологи: Татьяна Александровна Горланова, Ирина Викторовна Шинкоренко, Елена Владимировна Калинина, Ирина Александровна Илларионова.

Почему они бегут из дома

- Вы уже несколько раз упомянули о наличии в приемных семьях конфликтных ситуаций. Какого рода конфликты могут произойти в такой семье?

- Приведу пример. Недавно мы работали с 12-летним мальчиком, который был фактически брошен матерью, и полтора года жил с 85-летней бабушкой. Получилось так, что она ухаживать за ним не могла, и воздействовать каким-либо образом тоже. А мальчику нравилась такая вольная жизнь. Когда мы нашли ему приемную семью, он от них сбежал: не хочу жить с приемной матерью. Очень важно было помочь подростку разобраться в собственной жизни и сделать правильный выбор. Вообще, это не редкость, когда дети, привыкшие к тому, что не надо соблюдать никакого режима, что уроки учить необязательно, ночевать можно не дома, с трудом адаптируются в новых семьях, бегут к родителям-алкашам или наркоманам. Побеги чаще всего происходят в переходном возрасте, когда подростку — 13-15 лет. Мы эти ситуации стараемся разрешать. Потому что для нас важно не просто вытащить этого ребенка из подвала, а поставить на ноги и сделать хорошим человеком. Так объяснить ребенку, что он не прав, чтобы он не остался обиженным, чтобы понял, что это делается для его же блага. Ведь у таких детей очень ранимая психика, к ним нужен особый, индивидуальный подход.

Фото: Аннета Татарникова. Вера Михайловна Маштакова

- К вам обращаются сами приемные родители? Были ли случаи, когда обращались дети?

- К нам обращаются либо приемные родители, либо мы сами по направлению от органов опеки и попечительства исследуем кризисную ситуацию в семье. Иногда помощь оказываем экстренную: сразу после сигнала выезжаем на автомобиле в семьи. Такое бывает в случае внезапной смерти или тяжелой болезни родителя или опекуна. Мы решаем вопрос о том, как помочь ребенку. Если живет с бабушкой, а бабушка заболела — смотрим, может ли помогать бабушке или временно придется поместить ребенка в детское учреждение. Кроме экстренной помощи оказываем помощь в кризисных ситуациях. Иногда приемные родители говорят: «Я не нахожу общего языка с ребенком, забирайте его обратно». Наша цель — во всем разобраться и не допустить того, чтобы ребенок во второй раз стал сиротой. Мы либо сами выезжаем в семью, либо приглашаем их к нам, в Центр. Хочу добавить, что отношения не складываются не всегда только с приемными родителями: иногда ребенок не может ужиться с одноклассниками, учителями, соседями. И мы помогаем во всех этих случаях.

- А приведите пример какого-нибудь подобного случая.

- За примерами далеко ходить не надо. Другой 12-летний мальчик с головой «ушел в компьютер». Он мог играть сутки напролет, деньги, которые ему давали приемные родители на завтраки, тратил на посещения компьютерных клубов. Потом перестал ночевать дома: его владельцы компьютерного клуба запирали там на ночь, и он играл. Забросил школу... Пришлось подключать и милицию, и психологов, нашли летний лагерь, где нет компьютерной комнаты, отправили его на все лето туда. Потребовалось несколько занятий с психологом и ребенку, и приемным родителям. На сегодняшний день все пришло в норму. Но мы теперь постоянно сопровождаем эту семью.


Доверяй, но проверяй

- А вот, к слову, о сопровождении приемных семей: не так давно на Украине приемная мамаша убила двоих детей, которых усыновила. У нас в Радужном «заслуженный педагог» завела на приемных девочек дневники позора, которые, безусловно, калечили их психику. Как часто проверяют обстановку в приемных и опекунских семьях?

- По закону органы опеки и попечительства обязаны проводить такую проверку в течение первых трех месяцев после передачи ребенка в семью один раз в месяц, в течение следующего года один раз в квартал, далее — два раза в год. Психолог беседует с родителями и детьми и делает выводы. Это плановые проверки выхода в семью. Еще раз подчеркиваю: цель — сделать так, чтобы ребенку было как можно комфортнее в новом доме с новыми родителями. Однако, если создалась кризисная ситуация в семье, то специалисты выходят в семью по мере необходимости решения этих проблем.

- А просто так к вам обращаются опекуны или приемные родители: не в случае конфликта, а просто за консультацией?

- Разумеется. И такие обращения нередки. Мы даем консультации правового характера. Например, как оформить гражданство ребенка, которого взяли под опеку. Или — как сохранить за ребенком-сиротой право на квартиру, положены ли бесплатные учебники, можно ли встать на бесплатное питание, бесплатные санаторные путевки и так далее. Отказа никому нет.

- Вера Михайловна, сколько семей обратились к вам за помощью?

- За год к нам обратились 120 семей и еще 12 человек мы принимали по направлениям органов опеки. Всем семьям была оказана необходимая своевременная помощь.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру