Герцена, Добролюбова, Некрасова...
В каждом крупном городе нашей страны наверняка найдутся и улицы идеологов коммунизма Ленина и Карла Маркса, и знаменитая благодаря «Иронии судьбы» улица Строителей, и улица Горького... Но здесь речь пойдет преимущественно о тех улицах, имя которым дали знаменитые люди.
Взглянешь на карту города Владимира и невольно удивишься: сколько улиц названо именами писателей! Вот, например, в районе слияния улиц Большой Московской и Большой Нижегородской улица Герцена пересекается с улицами Златовратского (владимирского писателя) и Чехова. В районе улиц Мира и Труда поместились небольшие улочки Грибоедова и Лермонтова, а за Студеной горой — улицы Ломоносова и Демьяна Бедного. И это ещё не все! Тургенев, Радищев, Гоголь, Гаршин, Добролюбов, Лесков, Маяковский, Островский, Одоевский и Чернышевский — вот в честь каких писателей названы многочисленные владимирские улочки. И это несмотря на то, что жизнь и творчество большинства этих поэтов и прозаиков совершенно не связана с нашим городом!
Однако в некоторых случаях улица получила свое название не случайно. Так, по бывшей Большой Ильинской 9 мая 1838 года молодой Александр Герцен поехал венчаться с Наташей Захарьиной (во Владимир поэт и писатель приехал из вятской ссылки). Поэтому Большая Ильинская была переименована в Герцена.
Литературный критик и революционер-демократ Николай Добролюбов тоже неоднократно бывал в нашем крае. Впервые он посетил Владимир в 1853 году, когда ехал учиться из Нижнего Новгорода в Петербург, и сразу написал письмо родителям со своими впечатлениями.
- Обедали мы во Владимире, - пишет Добролюбов. - Это очень недурной городок и, если судить по той улице, через которую мы проезжали, то не хуже Нижнего; но кондуктор говорит, что только одна улица и есть порядочная во всем Владимире.
А у одной улицы имя писателя недавно «отняли». Нынешняя Княгининская раньше была улицей Некрасова. И тоже не случайно: во Владимирской губернии в сельце Алешунино близ Мурома находилось небольшое имение поэта, переданное ему отцом.
Некоторые владимирские улицы носят имена местных писателей. Так, Школьная в 1986 году была переименовала в улицу Сергея Никитина, советского писателя родом из Коврова. А одна из улиц юго-западного района названа в честь знаменитого поэта Алексея Фатьянова, чье детство прошло во Владимирском крае.
Чуть меньше в названиях улиц фамилий музыкантов и художников. Возле Чайковского обосновались мелкие улочки Глинки, Танеева и Мусоргского, Бородина.
А между Лакина и Чайковского лежат улочки художников — Левитана, Сурикова и Иванова. Есть в нашем городе и улочка владимирского художника Модорова, именем которого названо также Мстерское художественное училище.
Белоконской, Сакко и Ванцетти
Многие улицы Владимира названы именами местных Героев Советского Союза — Сергея Василисина, который погиб, защищая безымянную высоту на Карельском фронте; Полины Осипенко, военной летчицы, установившей 5 международных женских рекордов и погибшей при исполнении служебных обязанностей; Евгения Пичугина, летчика-истребителя, который в 1942 году, защищая подступы к городу Калинину, пошел на таран немецкого самолета.
В гражданскую войну прославились Николай Соколов-Соколенок, генерал-лейтенант авиации, который командовал войсками по борьбе с бандитизмом на Нижней Волге, и Сергей Лазо, который вел революционную деятельность среди солдат и вместе с соратниками был сожжен в паровозной топке.
Интересна судьба улицы, названной в честь Любови Белоконской. В XII веке на ее месте находилось имение супруги Всеволода Большое Гнездо — чешской принцессы, названной на Руси Марией Шварновной. В народе имение именовали Марьинкой. Только в 1950-е годы здесь стала строиться улочка, которая первоначально называлась Лысенко. Буквально через 7 лет её снова переименовали в Целинную, и уже в 1967 году она получила окончательное имя — Белоконской.
Кто же такая Любовь Матвеевна Белоконская и что связывает её с Владимирской землей? Приехала она сюда в 1898 году вместе с мужем, земским врачом, и жила с семьей в селах Тихонове Судогодского уезда, Борисовском под Суздалем, Ставрове. По профессии она — сестра-массажистка, но занималась также революционной деятельностью. Муж не разделял политических взглядов жены и ушел от неё, оставив на её руках девятерых детей.
Любовь Матвеевна Белоконская собирала пожертвования для политических заключенных здешней тюрьмы и ссыльных. Передачи им женщина носила сама, иногда уговаривала знакомых молодых девушек. Они называли себя невестами политзаключенных. Любовь Матвеевна учила их, как при свидании угадать своего «жениха». Ведь чаще всего «жених» и «невеста» на этих свиданиях в тюрьме видели друг друга впервые.
Кстати, в те годы политических арестованных официально называли «государственными преступниками», с ними часто порывали даже родные и близкие люди. Да и другие, общаясь с ними, боялись себя скомпрометировать перед властями. Но когда арестантов отправляли с Владимирского вокзала в Сибирь, Любовь Белоконская, совершенно не знакомая им женщина, пришла на перрон вместе со своими детьми проводить их.
После Октябрьской революции Белоконская была назначена воспитателем во Владимирский детский приют и до конца своих дней вела общественную работу.
Известны на всю Россию и итальянцы-революционеры Никола Сакко и Бартоломео Ванцетти. Их именами названы улицы более чем в 20 городах России и в 10 городах Украины. Во Владимире в их честь были переименованы Дятлов переулок, улицы Зеленая Большая и Подьяческая. За какие же заслуги итальянцы увековечены в названиях русских улиц? В 1920 году над Сакко и Ванцетти состоялся судебный процесс в США. Им предъявили ложное обвинение в убийстве кассира и двух охранников обувной фабрики. Суд присяжных вынес вердикт о виновности итальянцев и предложил приговорить их к смертной казни. Но судья это решение отклонил и ходатайствовал о пересмотре дела. Этот процесс вызвал широкое движение протеста в США и во всем мире, однако все апелляции были безрезультатны. В августе 1927 года Сакко и Ванцетти были казнены на электрическом стуле.