Начнут там, где состояние плачевное
Не так давно в рамках федеральной программы часть дорог, находившихся на балансе муниципалитетов, перешла в ведение области.
- В этом году мы переживаем переходный период, - рассказал Владимир Каленов. - Мы приняли 2773 километра дорог, которые ранее находились в муниципальной собственности. На сегодня в ведении департамента транспорта находится 5160 км дорог.
Пропорционально увеличению числа дорог выросла и ответственность за их содержание. Как подчеркнул Каленов, во время нахождения в муниципальной собственности далеко не все дороги финансировались надлежащим образом, не все районы уделяли им должное внимание и находили на их ремонт бюджетные деньги. А потому сейчас перед дорожным департаментом стоит задача в кратчайшие сроки провести оценку дорог, составить план ремонта, разработать необходимую документацию и, наконец, непосредственно заняться выполнением этого ремонта.
- В течение одного года это сделать невозможно, - заключил Каленов. - На это требуется ряд лет.
Директор дорожного департамента пообещал начать ремонт тех объектов, которые находятся в самом плачевном состоянии, пояснив, что на все и сразу возможностей дорожного фонда все равно не хватит. По словам Владимира Каленова, на сегодня доля дорог общего пользования, не отвечающих нормативным требованиям — 53%, работающих «в режиме перегруза» - 11%. Капитального ремонта требуют 672 километра дорог (ориентировочная стоимость этого ремонта — 6 млн 397 тыс рублей), тридцать восемь мостов и путепроводов (940 миллионов рублей), 92 водопропускных труб (190 миллионов), 165 автобусных остановок. Также необходима замена 6677 дорожных знаков.
«Самое страшное — переход через ноль»
На вопрос, какие же именно дороги находятся в самом плачевном состоянии, главный дорожник области ответить затруднился.
- В любом районе есть дороги, которые находятся в таком состоянии, - развел руками Владимир Каленов. - Хотя сеть дорог, которые и прежде были в ведении области, выглядит более-менее приемлемо. Основные дороги между городами области — это нормальные трассы. Проблемы сейчас будут по дорогам, которые раньше находились в ведении муниципалов. Хочу отметить также, что в этом году была очень плохая зима. Самое страшное для асфальта — это так называемый переход через ноль, когда несколько раз за осень и за зиму температура преодолевает нулевую отметку. Это приводит к нарушению асфальто-бетонного покрытия.
«Больными местами», по словам Каленова, являются не только дороги, но и перешедшие в областное ведение мосты. Многие из них нуждаются в срочном ремонте, еще большее количество — в ремонте капитальном, а это огромные деньги.
- В региональной сети насчитывается 198 мостов общей протяженностью более 8810 метров (из них 98 мостов мы приняли лишь в этом году у муниципалитетов). На их ремонт требуется минимум 334 млн рублей ежегодно.
Одним словом, сколько денег в асфальт не закатывай, все равно мало будет.
- Дорога — это такое сооружение, - поясняет Каленов, - которое требует ремонта через 6 лет после эксплуатации, а еще через 6 лет — капитального ремонта. А если этого не сделать, то дорога погибает. Система, которую мы вводим сейчас, на мой взгляд, правильная и, надеюсь, будет правильно работать. Что касается качества ремонта и содержания, то оно будет лучшим. Мы привлекаем организации, которые обладают мощной техникой и хорошим инженерным составом. Это гарантирует и качество ремонта, и дальнейшее содержание.
Ближайшие задачи, по словам Владимира Каленова, - это завершение работ в районе муромского моста через Оку, а также реконструкция дорожного полотна в Меленковском и Юрьев-Польском районах. Начнутся обещанные масштабные работы по ремонту с приходом лета, как только окончится паводок и сойдут весенние воды.
На вопрос, в какую копеечку влетает капитальный ремонт одного квадратного метра дорог, Владимир Каленов ответить не смог.
Налог ушел, но обязанности остались
Еще одно нововведение, связанное с принятием закона о дорожном фонде, состоит в том, что транспортный налог теперь стал областным и полностью поступает в дорожный фонд, в то время как раньше им могли распоряжаться муниципалитеты. Об этом сообщил журналистам Алексей Конышев.
Чтобы не дезорганизовать работу муниципальных образований, принято решение в этом году вернуть им «потерянные» деньги обратно в виде субсидий (на будущий год система распределения средств, как сообщается, будет иной). Так, Владимир в этом году получит из дорожного фонда 235 млн рублей. Сумма предназначена для ремонта дорог и дворовых территорий.
Алексей Конышев также напомнил, что только в двух регионах ЦФО – во Владимирской и Брянской областях - транспортный налог ранее зачислялся в бюджеты муниципальных образований. По его словам, такое решение администрация области в свое время приняла для поддержки и пополнения бюджетов городов. В других же регионах транспортный налог и прежде поступал в областную казну. И хотя с этого года транспортный налог будет поступать в областной бюджет, это не избавляет муниципалитеты от их обязательств по ремонту дорог внутри населенных пунктов.
- Обладминистрация выделила деньги из дорожного фонда в качестве помощи муниципальным образованиям, при этом рассчитывая, что это будут не единственные средства, которые муниципалитеты направят на ремонт дорог. Безусловно, эта работа будет находиться на контроле у администрации области, - подчеркнул Алексей Конышев.
Слухи о том, что Ковров якобы лишили каких-то средств, заместитель губернатора категорически опроверг:
- Как в прошлом, так и в этом году на ремонт городских улиц будет направлено 113 млн рублей. Считаем недопустимыми высказывания о том, что состояние всей дорожной сети области, ее ремонт и содержание - забота одних лишь областных властей. Где же тогда зона ответственности глав муниципалитетов? Для чего они избирались? Мне не очень понятно, когда кто-то пытается переложить с больной головы на здоровую данную проблему. Какие бы мэр не искал отговорки, это – его обязанности, определенные законом!
В прошлом году в Коврове собрали 40 млн рублей транспортного налога, прогноз на этот год – 44. Именно такие средства в полном объеме и выделены администрации города в виде субсидий.
Качество ремонта проверят
Одна из насущных проблем дорожного ремонта в том, что по закону его должна выполнять фирма, выигравшая тендер. Но, увы и ах, дороги, отремонтированные подрядчиком, предложившим самую низкую цену за свою работу, приходят в негодность уже через год, а иногда и быстрее. Суды, которые по идее должны обязать подрядчика переделать работу, жителям радости не приносят: дороги-то как были разбитыми, так разбитыми и остаются...
Скажем, в прошлом году на ремонт придворовых территорий областному центру было выделено 175 млн 743 тысячи рублей. Капитальный ремонт охватил 338 дворов, однако в 11 дворах работы не были приняты из-за серьезных нареканий по качеству выполненных работ. Более того, городские власти не освоили 12 млн 452 тысячи рублей.
- Сейчас все будет зависеть от расторопности местных властей, - уверил Конышев. - Деньги будут перечислены после того, как муниципалитеты проведут конкурсы и предоставят документацию по факту выполнения работ. Оценим и качество работ. Никаких авансов не будет, поскольку часто мы видим жульнические схемы, когда авансы перечисляются, фирмы исчезают – и дороги не сделаны.
Поскольку в 2011 году работа по ремонту дворовых территорий была организована во Владимире не совсем хорошо и в администрацию области поступило большое количество жалоб, департаментом ЖКХ, обещает Конышев, будет проведена масштабная проверка качества проведенного ремонта.