В стенах Областного дома работников искусств в киноклубе «Синематограф» состоится показ и обсуждение корейского фильма «Олдбой». Он был номинирован на "Золотую пальмовую ветвь" и получил Гран-при жюри Каннского кинофестиваля.
На крыше сеульской новостройки стоит человек в черном костюме, в хороших туфлях и щегольской рубашке цвета сирени. Его руки исколоты странными знаками, волосы торчат, лицо — как у рассохшегося деревянного бога. Он щурится на дневной свет и не может выговорить собственное имя.
Его зовут О. Пятнадцать лет назад он был обычным клерком, отцом и мужем — не лучше и не хуже других. Дождливым вечером, будучи сильно нетрезв, он шел домой на день рождения дочки, а попал в комнату с железной дверью и линялыми обоями. Там не было окна, но был телевизор, показывавший новости и конкурсы популярной песни. Была стопка чистых тетрадей и карандаш. Было зеркало, в которое можно было глядеться до одури и которое, когда сил глядеть не останется, можно было разбить и осколками располосовать себе запястья. Первые пять лет О так и делал. Еще выл белугой, бился об углы и пытался то укусить, то облобызать носок ботинка, которым безликий тюремщик проталкивал через кормушку поднос с китайским фаст-фудом. На шестой год он успокоился. Стал вести счет времени, делать наколки и рыть подкоп деревянной палочкой. Боксируя с кирпичной стеной, потихоньку превращался в боевую машину, мечтал расправиться с тем человеком, который запер его в четырех стенах.
И вот теперь он стоит на крыше, приноравливает свою нечеловеческую мускульную мощь к открытому пространству и тщится выговорить свое имя. Позади — первые пятнадцать минут фильма. Впереди — пять дней, за которые герою предстоит понять про себя то, чего он не понял за годы одиночного заключения.
Реалистичный детектив
- Это был лучший фильм Каннского фестиваля, - так отозвался об «Олдбой» Квентин Тарантино. - Мне кажется, это абсолютный шедевр – подобные фильмы появляются раз в десять лет, не чаще. Он превращает корейскую кинематографию в самое интересное культурное явление в мире.
"Олдбой" построен как детектив. Причем в отличие от массы других произведений подобного жанра он снят весьма реалистично, в нарочито скупой изобразительной манере: тусклые краски подчеркивают угнетенное состояние главного персонажа. Обратите внимание на его внешний вид. Никакого графа Монте-Кристо с благородной белизной лица! Наоборот - странный человечек с беспорядочной прической, почти полное отсутствие мимики. Почти никаких внешних эффектов, криков и воплей - только глаза, в которых виднеется весь перенесенный ужас и одновременно страх узнать то, чего так добивается главный герой.
Один из признаков действительно хорошего, реалистичного фильма - отсутствие примитивного деления на "хороших" и "плохих". Детектив "Олдбой" не может закончиться счастливой развязкой, в которой Добро побеждает Зло. Зло сидит в самом Добре, а причины возникновения Зла связаны с Добром - именно так, как обычно бывает в жизни. Чем дальше О выясняет, за что он "невинно" пострадал, тем четче понимает, что он вовсе не является жертвой. И что это не он мстит своему обидчику, а обидчик отомстил ему. Каждый из них — и мститель, и жертва. Кто из них прав, решать зрителю.