На языке графики
Ездить на пленэр во Францию по приглашению французских друзей-художников стало для Рузина своего рода традицией. И, несмотря на то, что это было уже седьмое гостевание на французской земле, всякий раз, говорит Владимир Рузин, он открывает для себя Францию в новом ракурсе. Но практически на каждой картине — Средиземное море, всегда разное, такое живое, что будто чувствуешь его запах, и это несмотря на то, что Рузин — художник-график и его картины не передают тончайших цветовых оттенков морской воды.
- На море я, уроженец Крымского полуострова, чувствую себя более чем комфортно, - признается художник. - Приходят ощущения из детства: запах йода и соли, крики чаек, шум прибоя. Но через месяц почему-то неизменно наступает тот критический срок, когда настигает какая-то непонятная тоска и тяга домой. Смотрю по ночам на созвездие Большой Медведицы и представляю, что я дома. И чувствую, что мои родные и близкие тоже видят эти звезды, и будто бы мы рядом…
Пребывание во Франции по приглашению французского художника Даниеля Моле, близкого друга Владимира Рузина, совпало сразу с двумя выставками российского и французского мастеров в городах Оре и Пом-Пеон. О русском художнике даже написала местная газета.
За месяц, что гостил во Франции, нарисовал около тридцати работ.
- У французов темп работы несколько иной, - улыбается мастер. - Даниэль не мог за мной угнаться, я рисовал иногда по два рисунка в день.
Кроме выставок и пленэров Владимир Иванович успел дать мастер-класс для французских учеников тамошней художественной школы. За годы путешествий во Францию, говорит Рузин, он овладел разговорным французским. Так что неплохо изъясняется на языке Матисса и Сезана. Но вот специальную художественную лексику не знает. Потому мастер-класс график из России проводил... молча.
- За меня говорили мои руки и пастель, - вспоминает он. - Я рисовал пейзаж, который видел за окном, а дети 14-18 лет во все глаза смотрели, как рождается картина. Мне было приятно видеть их любопытство, то, что они буквально заражаются творчеством...
Имение Кадыево
Долг платежом красен. Потому и Рузин частенько приглашает друга-француза на российские пленэры. И не только в старинном Владимире работают. В девяносто первом, аккурат перед дефолтом, смутным временем, неурядицами и хаосом «лихих девяностых», Владимир Рузин приобрел в Собинском районе дом. Вернее - остатки дореволюционного кирпичного строения, где некогда помещался маленький молокозавод. И появилась мечта - реконструировать ветхую обитель, чтобы создать там настоящую, большую и светлую, мастерскую. Чтобы могли в ней работать друзья-художники, заглянувшие в гости на пару дней или недель.
Лишь 15 лет спустя имение было полностью реконструировано. На втором этаже «усадьбы» - мастерская в 60 квадратных метров, та самая, о которой мечталось долгие годы. Туда-то и приезжают друзья-художники.
Для француза русский снег показался неслыханной экзотикой.
- Когда Даниэль приехал рисовать в Кадыево, - рассказывает Владимир Иванович, - он обалдел от нашего снега. Конечно, он знал, что в России бывает снежная зима и даже подготовился заранее – привез перчатки с обрезанными пальцами. И выбросил их после первого же зимнего пленэра: понял, что рисовать в таких перчатках холодно...
К слову, на их совместных выставках в Пом-Пеоне как раз и экспонировались работы Даниэля со снежными крышами и сугробами - российской экзотикой - и картины Владимира Рузина — его видение французской глубинки.
Обыкновенный профессор
Трудно поверить, но кроме занятий творчеством, написания монографий, строительства дома Рузин успевает и преподавать. Шутит: просто я просыпаюсь очень рано.
- Меня всегда удивляет, почему в нашей стране рынки открываются так поздно: приходишь в девять часов, а продавцы еще только раскладывают свой товар. Другое дело во Франции: копошиться торговцы начинают уже в 4 утра, а к 5-6 часам товар разложен и торговля идет полным ходом.
В институте искусств ВЛГУ (так теперь называется бывший худграф) Рузин преподает с первых дней работы факультета.
- Я - обыкновенный профессор, - с присущей ему скромностью говорит Мастер. - Преподаю на отделении дизайна промышленную графику, а в мастерской эстампа - разновидности графики: линогравюру, технику сухой иглы и гравюру на картоне.
На сегодня его главная мечта - полностью освободиться от бытовых проблем и целиком, без остатка отдаться творчеству. Переехать в Кадыево и рисовать. Рисовать среднерусскую природу, церквушки, дороги большие и малые, подлинную нетронутость деревенской глубинки, широкий пруд перед домом, сам дом с ярко-красной крышей, деревья и небо...