Чем бакалавриат лучше специалитета?

Российские вузы переходят на 2-уровневое обучение

Система образования в России меняется практически непрерывно. В школах теперь преподаются «Основы православной культуры», выпускники не первый год сдают единый государственный экзамен. А высшие учебные заведения переходят от привычного 5-летнего образования к новому 4-х и 6-летнему. Валерий Прокошев, первый проректор ВлГУ, доктор физико-математических наук, профессор, уверен, что за вузовским двухуровневым образованием — бакалавриатом и магистратурой — большое будущее.

Студенты должны быть мобильными

Не поспоришь: прежняя система образования (которая доросла даже до бренда - «советская система образования») имела достаточно много преимуществ, хотя бы потому, что она развивалась в России не один десяток лет. Но при переходе к рыночной экономике в нашей стране стал активно внедряться частный бизнес. А система образования, считается, должна учитывать все изменения в обществе и оперативно реагировать на них. Поэтому в России решено было взять на вооружение опыт западных стран. Европейцы и североамериканцы давно оценили достоинства двухуровневого образования и до сих пор используют его.

- Именно уровневое образование (бакалавриат - магистратура) нацелено на поддержку мобильности студентов и преподавателей, что является характерным признаком современной системы образования, - утверждает Валерий Прокошев. – Например, студент начинает учебу в Германии, затем проходит курс обучения во Франции, затем едет за знаниями в Англию. И при этом он не теряет образовательную базу, наработанную за это время. Так происходит благодаря тому, что система образования этих стран унифицирована в рамках Болонского процесса.

Тем не менее, в народе ходит миф, что бакалавр — это неоконченное высшее образование, что с такой степенью на нормальную работу не возьмут. Но во всем мире бакалавриат — это высшее образование, которого достаточно, чтобы занимать практически все должности, которые существуют в коммерческих фирмах, предприятиях, за исключением вакансий, предполагающих научно-исследовательскую работу.

Именно для того, чтобы получить научные должности, бакалавры снова садятся за парту. А для более глубокого изучения научных проблем магистры поступают в аспирантуру и учатся ещё 3 года — до получения степени кандидата наук, а затем – в докторантуру, получая степень доктора наук, - добавляет Валерий Прокошев. - Но эта «траектория обучения» - не для каждого. Степени бакалавра чаще всего достаточно для профессиональной деятельности в выбранной области. На Западе именно таких специалистов большинство. Насколько я помню, некоторые американские президенты ограничивались образованием бакалавра.

Преимущества новой системы высшего образования существенны. После бакалавриата студента ждет поистине «богатырский» выбор: он может пойти по дороге завершения своего образования с имеющимся на руках дипломом, может пойти в магистратуру по своему или по совершенно иному направлению.

А если конкретно?

Посмотрим, как на деле осуществляется переход от специалитета к двухуровневой системе образования. Количество бюджетных мест при таком переходе не сократилось, более того, на некоторых направлениях их даже стало больше. А вот магистрантов набирают столько, сколько поступает заявок.

Привычный нам специалитет между тем не канет в Лету и останется на направлениях, связанных с таможенным делом, искусством, а также в медицинских вузах.

Но пока мы медленно, но верно переходим к новой системе образования, студенты-специалисты имеют возможность получить и степень магистра, и поступить в аспирантуру.

- Бакалавриат — это практически тот же специалитет, - поясняет Валерий Прокошев. - А студентов, которые идут в магистратуру, мы давно рассматриваем как потенциальных аспирантов. Кстати, магистратура может считаться и вторым высшим образованием, если бакалавр меняет направление учебы.

К слову, и на заочной форме обучения вводятся бакалавриат и магистратура, а продолжительность учебы для выпускников колледжей, желающих продолжить обучение по профилю, будет меньше, чем для выпускников школы, - 3-3,5 года.

Не бренд, но компетенция

Считается, что в результате внедрения бакалавриата и магистратуры молодые люди смогут не только получить образование за границей, но и устроиться там на работу на общих основаниях. Так ли это? Валерий Прокошев уверен, что сегодня, чтобы получить вакансию за рубежом, российскому выпускнику вуза надо прежде всего доказать свою компетентность.

- За границей раньше обращали внимание на имя университета, так называемый бренд. Но сейчас на первое место при приеме выпускника на работу выходит так называемая компетенция. А это не всегда оценки в дипломе.

Поясним на примере. Предположим, в дипломе филолога по дисциплине «современный русский язык» может стоять «отлично», по французской литературе — «отлично», а по американской — «хорошо». Но вот сможет ли этот выпускник написать очерк? Именно это и является критерием его компетенции. Конечно, грамотность здесь тоже важна, и знание литературы может пригодиться, но оценки по этим предметам не говорят, как хорошо будущий специалист проявит себя на деле. От вуза теперь требуется научиться измерять качество подготовки выпускников по профессии.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру