Есть такое искусство — флористика

Флористика — явление более сложное, чем это кажется на первый взгляд

Представление человека о флористике чаще всего связано с воспоминаниями о непонятных картинах, похожих на гербарии и замеченных на выставке школьных достижений. Или знанием того, как правильно составить букет, какой цветок рядом с каким будет  гармонировать... Но что же такое флористика на самом деле? Об этом и многом другом корреспонденту "МК" рассказала флорист-дизайнер и декоратор Наталья Наянзина.

Флористика — явление более сложное, чем это кажется на первый взгляд
Фото из личного архива Натальи Наянзиной

Гледичия, нэрине, орнитогалум, эустома...

- Наталья, вы закончили художественно-графический факультет в педагогическом институте. В вашей профессии дизайнера, флориста, декоратора вам, наверняка, помогает это образование...

- Более того, флористу легче работать, зная основы рисунка, живописи, композицции. Тем не менее некоторые талантливые флористы обходятся и без специального образования. Например, один мой знакомый пришел во флористику, будучи при этом биологом, другой по профессии врач-аллерголог.

- С чего начинается рождение вашего коллажа?

- Каждая композиция — это впечатление. Конечно, если изначально имеется какая-то идея, то и материал со временем подбирается. Но бывает, и сам материал, фактура подсказывает, что из него можно сделать.

- И что это за материал?

- В основном это растительный материал. В коллаже (плоскостном изображении, близком аппликации) я люблю экспериментировать с сухоцветами, например, с корой пальмы, скелетизированными листьями, кожурой банана... Если же я составляю букеты, то приобретаю срезку, которая продается в цветочных магазинах города, — листья, ветки, цветы, плоды.

- Но помимо этого, в ваших творениях присуствуют и кусочки кружева, и засушенные травы, и ключики, и ткани...

- Вообще флористика в прошлом году признана официальной дисциплиной для обучения. Это и правда необыкновенная наука, в которой есть множество правил, канонов, и они до сих пор учитываются дизайнерами во всем мире. И если раньше запрещалось сочетать в композиции сухоцветы и живые цветы, то сейчас флористы максимально свободны в самовыражении и используют пластик, металл, стеарин, войлок, гвозди, спилы деревьев, кружево из замерзшего в воде горячего клея... Ключики можно встретить в винтажных композициях, а в современных используют каркасы из бумаги, газет, проволоки, угля.

- В таком случае что вы любите использовать в работе больше всего?

- Нравится работать со стручками гледичии, цветами нэрине, орнитогалумом. Раньше я не любила гвоздики и бордовые розы, но после обучения в международной школе флористов-дизайнеров «Николь» я полюбила все цветы и среди них не выделяю любимые и нелюбимые.

- А где же берете все эти растения, цветы, ткани?

- Часть растительного материала я сама собираю и заготавливаю. У меня есть заветные места, люблю собирать растения и цветы на даче, кое-что покупаю в специализированных флористических магазинах в Москве. Вообще же флористу нужно уметь работать и со сварочным аппаратом, и пилить, и сверлить.

Художник не должен быть голодным

- Многие художники в своем творчестве пытаются отразить себя...

- Самовыражение в творчестве не всегда бывает принятым и понятым. Народу нужно что-то простое и яркое, а когда в композиции есть философия, отражены какие-то мои впечатления, состояния, не всеми зрителями это ценится. Мои друзья и наставники из Международной ассоциации «Союз дизайнеров» могут увидеть в этих картинах меня, моё душевное состояние. А любители флористики... Если из 100 человек хотя бы 10 поняли, что я хотела донести в своей работе, оценили это по-настоящему, то уже это здорово.

Фото из личного архива Натальи Наянзиной

- Существует мнение, что главное для творческой профессии — это одержимость.

- Нет, должна быть не одержимость, а вдохновение, талант, правильный выбор пути. И кстати, материальная подоплека временами очень хорошо поддерживает состояние вдохновения. Говорят, что художник должен быть голодным. Я так не считаю: он должен быть сытым, хорошо одетым, счастливым. В этом состоянии тоже хочется творить, поверьте.

- Вообще занятия флористикой, декорированием дорого обходятся?

- Дорого стоят материалы — хорошие или экзотические цветы, например. И конечно, профессиональные работы получаются недешевыми. Ведь это качество, это эксклюзивность, это авторство.

- Наталья, как прошла ваша выставка «О чем думает весна...»?

- Обычно мои выставки получают разные оценки. Вот какой отзыв о выставке я запомнила: «Сделайте, пожалуйста, в следующий раз повеселее». Но люди не могут диктовать мне мое настроение, а от него и зависит творчество, вдохновение. Зато на протяжение всей выставки я получала море позитива от друзей, знакомых и просто посетителей. У кого-то из них коллажи вызывали удивление, у кого-то вопросы, у кого-то благодарность.

- К тому же у вас есть постоянные заказчики...

- Да, и в нашем городе, и в Москве. Оформляю кафе, витрины, бутики, квартиры. Например, я участвовала в оформлении одного муромского кафе. И обычно клиентам нравятся мои работы, и они приглашают меня улучшить интерьер или привнести в него что-то новое.

От творческого кризиса до вдохновения

- Наталья, что вас вдохновляет на новые работы, на эксперименты с цветами, тканями, металлом?

- Я очень люблю Гогена, Анри Матисса, интересуюсь работами известных японских флористов, а также творениями Питера Хесса, Мари Бозон, моего учителя Марины Булатовой.

- У вас есть своя авторская техника в дизайне и флористике?

- Да, я использую в своих работах особую текстуру — оттиски растений. Сначала я делала их на стенах, затем уже перенесла на коллажи в качестве фона. Оформить такой текстурой можно любое помещение, главное выбрать тему и цветовую гамму. А тематика обширна: от нейтральных композиций с оттисками листьев клена, платана до русских мотивов с ландышами и экзотических работ с папоротниками и лимонами. С помощью этой техники я оформляю часы, кашпо, декорирую мебель.

Фото из личного архива Натальи Наянзиной

- Был ли в вашей профессии творческий кризис?

- В моей жизни периоды творческого кризиса и вдохновения постоянно сменяют друг друга, и это нормально. Кстати, раньше мне нравилось творить осенью, несмотря на то что я не люблю это время года. Дело в том, что к этому периоду в мастерской скапливалось много материала, засушенных растений. Смотришь на них, и так хочется творить, придумывать новые композиции...

- Для декоратора, флориста, как и для любого другого специалиста в своем деле, важно повышать свой профессиональный уровень. Как это происходит у вас?

- Я посещаю мастер-классы у известных дизайнеров и флористов. Например, в 2009 году я стажировалась в Швейцарии у одного из ведущих флористов мира Питера Хесса. Удалось побывать и в мастерской маэстро, поучаствовать на его семинарах. Он учит ковке, а также работе с камнем, бумагой, керамикой.

- Творческому человеку планы на будущее не чужды?

- Совсем нет. В мае будет открыта выставка «Евроэкспомебель» в Москве, там я хочу представить вниманию зрителей стол и стулья, декорированные оттискамии растений. А на ткани сидений стульев будут фотографии ручной работы. Также я планирую начать преподавательскую деятельность в мастерской флористики и декораторского искусства «Primavera», и очень бы хотелось со специалистами этой школы съездить в сентябре в Италию.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру