Мнение доктора наук о необходимых условиях. Своим видением делится Татьяна Вячеславовна Мачнева, доктор медицинских наук, доцент, возглавляющая кафедру физики и математики в Институте фармации и медицинской химии РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России (Пироговский Университет).
Я глубоко убеждена, что математические знания доступны каждому, независимо от исходных способностей.
Для успешного усвоения математики среднестатистическому ученику требуются два ключевых фактора:
1) Значительное количество времени, уделяемого изучению математики и решению разнообразных задач.
2) Квалифицированный преподаватель, обладающий опытом и знаниями.
Я считаю, что именно эти факторы, в частности, являются основой сильной и успешной математической школы, исторически сложившейся в России.
Изучение математики начинается в России с первого класса школы, а иногда даже в детском саду или на специализированных математических кружках для дошкольников. При разработке учебных планов математике всегда отводилось важное место, и необходимость ее включения в программу обучения каждого класса никогда не подвергалась сомнению.
Более того, преподаватели математики, как в советский период, так и в настоящее время, отличаются высоким уровнем профессионализма. Несмотря на современные тенденции в образовании, большинство учителей придерживаются традиционного подхода, сочетающего теоретическое объяснение с практической отработкой материала путем решения задач. Последовательность и систематичность этого процесса напрямую влияют на успехи учеников в математике.
Проведение математических олимпиад, турниров и математических боев также стимулирует интерес и мотивацию школьников, позволяя им оценить свой уровень знаний и умений в этой области.
Важную роль играет и функционирование математических школ и классов, которые открывают возможности не только для увлеченных математикой детей, но и для будущих физиков, программистов, химиков. Современное развитие науки и технологий требует математических знаний и от специалистов в других областях, таких как биология, лингвистика, психология и другие.
Таким образом, сложности, возникающие при изучении математики, чаще всего связаны с несоблюдением вышеупомянутых условий:
1) Недостаточное количество часов, отведенных на математику.
Причины могут быть разными: невыполнение преподавателем своих обязанностей, замена уроков математики другими занятиями, недобросовестное отношение ученика к учебе и т.д.
2) Недостаточная квалификация педагога.
Это, на мой взгляд, одна из самых острых проблем. Необходимо тщательно проанализировать систему подготовки педагогов и разработать инструменты для ее совершенствования. Кроме того, проблемой является эмоциональное выгорание учителей, их перегруженность дополнительными обязанностями и большая учебная нагрузка в виде часов преподавания.
Что касается инициативы шанхайских специалистов, то любые методы поддержки в системе образования заслуживают внимания. В данном случае, вероятно, речь идет о коррекции когнитивных нарушений у учеников с помощью психологов, нейропсихологов и организации здорового образа жизни. Скорее, это комплексный подход к улучшению учебных навыков, а не только математических.
В российском образовании необходимо оказать поддержку школьным учителям: уменьшить учебную нагрузку, обеспечить качественное повышение квалификации (не формальное, а эффективное), пересмотреть и унифицировать учебные программы, улучшить систему высшего педагогического образования. Не менее важно помочь и школьникам: снизить учебную нагрузку, оптимизировать учебные программы, создать комфортные зоны отдыха и психологической разгрузки, обеспечить эргономичные рабочие места, полноценное питание и возможности для бесплатных занятий спортом.