Сбер активно развивает и внедряет современные цифровые технологии в сферу здравоохранения: от телемедицины до ИИ-решений, которые помогают в диагностике и лечении. В частности, благодаря этому Россия уже сегодня входит в число мировых лидеров по цифровизации медобслуживания. В интервью «МК» первый заместитель председателя правления Сбербанка Александр Ведяхин рассказал, как Сбербанк и компании-партнеры помогают врачам и пациентам, раскрыл роль технологий и ИИ в медицине и поделился примерами их успешного применения — от «умных» устройств до персонализированной медицины.
— Сбер активно развивает цифровые решения. Какие направления сегодня в приоритете?
— Сегодня одним из ключевых цифровых направлений является телемедицина. Она упростила доступ к медицинской помощи миллионам людей вне зависимости от места их проживания. Мы развиваем не только технологии, а полноценную экосистему для заботы и сохранения здоровья человека. Уже сейчас «умные» тонометры, камеры здоровья и электронные стетоскопы передают данные врачу в режиме реального времени. Это позволяет врачу проводить дистанционную диагностику, оперативно давать рекомендации и повышать проактивность медицинской помощи. А человеку дает возможность проконсультироваться с врачом, получить помощь и рекомендации в тот момент, когда это необходимо.
Приведу пример, о котором мы узнали от сотрудницы одного из наших отделений.
В наш офис в Перми зашел клиент по своим финансовым вопросам. Пока шла консультация, менеджер банка заметила, что клиент не очень хорошо себя чувствует, он пожаловался на головную боль. В разговоре выяснилось, что это у него наследственное, от гипертонии также страдает его мама.
У нас есть продукт, который может помочь в такой ситуации, и сотрудница посоветовала клиенту «умный» тонометр с наблюдением кардиолога. Она рассказала об устройстве, что при постоянном использовании данные о давлении автоматически передаются в мобильное приложение СберЗдоровье, и их в режиме реального времени видит врач. И если что-то происходит не так, видны отклонения показателей, то врач сразу же сам связывается с пациентом по приложению, чтобы прояснить ситуацию и проконсультировать.
Клиент приобрел такой тонометр для мамы. А спустя время, когда снова пришел в отделение Сбера, рассказал, что несмотря на то что мама сначала настороженно отнеслась к умному девайсу, все же начала его регулярно использовать. Благодаря возможности получать рекомендации специалистов в режиме онлайн при резких скачках давления ее состояние стало стабильнее.
Уверен, что наше решение действительно помогает. Часто родные люди, имеющие проблемы с давлением, живут далеко или не имеют возможности быстро получить профессиональную поддержку профильного врача. Дистанционный мониторинг позволяет решить эти проблемы.
Второй пример приведу уже из моего личного опыта. Я стараюсь друзьям и знакомым дарить «умные» устройства. Моим друзьям с детьми я дарил устройство в виде игрушки — видеокамеру, с помощью которой можно осматривать горло, уши и нос ребенка, а фото и видео отправлять врачу через приложение. В одной из семей это устройство пригодилось в поездке: у ребенка заболело ухо после перелета. Родители передали снимки врачу, получили рекомендации и смогли сразу же помочь ребенку, не обращаясь в клинику в незнакомом городе. Особенно помог «жирафик» — так в семье прозвали камеру из-за ее формы, стилизованной под игрушку.
— Насколько расширилось применение ИИ в медицине за последние годы и что нас ждет в ближайшем будущем?
— За последние несколько лет мы стали свидетелями настоящей революции в этой области. Сегодня ИИ помогает упростить рутинные процессы, активно используется для анализа данных из электронных медицинских карт, что позволяет врачам быстрее и точнее оценивать анамнез и текущие жалобы пациентов. Также технологии ИИ находят применение в системах поддержки принятия врачебных решений и в анализе визуальных исследований, таких как расшифровка результатов КТ, МРТ и рентгеновских снимков. В фармацевтике он заметно ускоряет клинические исследования и помогает в разработке новых препаратов.
Современные генеративные модели ИИ способны не только анализировать данные, но и предлагать персонализированные подходы к лечению, что существенно повышает точность диагностики и эффективности лечения. Мы уже видим значительное расширение спектра применения технологий — и в будущем этот процесс будет только набирать темп.
— Где еще применяются технологии Сбера в медицине?
— В столице наши технологии уже стали частью повседневной практики. Могу привести пример — «умный» помощник врача «ТОП-3», разработанный совместно с Правительством Москвы, используется во всех поликлиниках города. ИИ предлагает врачу три наиболее вероятных диагноза по жалобам пациента. Решение помогло врачам обработать свыше 14,4 млн случаев — врачи получили дополнительную информацию, варианты диагнозов и второе мнение для более точной и четкой диагностики в каждом индивидуальном случае. Еще один сервис — диагностический ассистент, также на базе ИИ, он анализирует данные электронных медицинских карт за последние два года и помогает врачам общей практики ставить заключительный диагноз. За время работы диагностический ассистент помо поставить более 3 млн заключительных диагнозов.
Популярностью среди медиков по всей стране пользуется еще одно цифровое решение — Voice2Med [продукт, разработанный группой ЦРТ — партнер Сбера. — Прим.]. В основе решения — технологии распознавания и синтеза речи. Проще говоря, решение преобразует речь врача в текст. Благодаря его внедрению в практику врач экономит до 30% времени на оформление медицинской документации.
Модель «КТ инсульт», разработанная в партнерстве со СберМедИИ [еще одна компания индустрии здоровья Сбера. — Прим.], помогает определять признаки ишемического инсульта и внутричерепных кровоизлияний на КТ-снимках. Решение отмечает участки патологии и готовит предварительные заключения. В Хабаровске благодаря этому сервису уже были спасены пациенты, которым вовремя сделали необходимую операцию. Модель позволяет врачам быстрее принимать решения и переходить к лечению, что напрямую влияет на успешное выздоровление и повышение качества медицинской помощи.
В более чем в 50 регионах России, а также в проектах по оснащению медучреждений в некоторых странах СНГ, применяются мобильные комплексы «Цифровой ФАП» с интегрированными ИИ-сервисами. Комплекс существенно разгружает поликлиники и сокращает время диспансеризации с недели до 15-20 минут, что существенно меняет процессы в первичном звене здравоохранения, например, в сельской местности.
Также совместно с региональными властями активно запускается программа дистанционного мониторинга наблюдения пациентов с хроническими заболеваниями. В рамках программы пациенты с сердечно-сосудистыми заболеваниями используют «умные» тонометры, с сахарным диабетом — глюкометры, родители детей с ЛОР заболеваниями — «умную» камеру здоровья.
Такой подход уже показал высокие результаты в более чем 70 регионах России. В начале этого года данная программа запущена совместно с Мурманской областью в рамках разработки стандартов Арктической медицины.
— Как ИИ влияет на роль врача?
Важно понимать, что ИИ — это только помощник врача, он никогда не заменит профессионального доктора. Искусственный интеллект — это мощный инструмент, который помогает врачам выполнять свою работу быстрее и точнее, высвобождая время от рутинных задач, и дает врачам больше времени для общения с пациентами и работы над более сложными случаями.
— Помогает ли ИИ в персонализированной медицине и разработке лекарств?
— Я бы сказал, что ИИ играет важнейшую роль в персонализированной медицине. Он анализирует данные, такие как генетическая информация, медицинская история и образ жизни пациента, чтобы предложить индивидуальные рекомендации. Это позволяет не только обеспечить раннюю диагностику заболеваний, но и точную настройку лечения с минимизацией рисков.
Кроме того, ИИ активно используется в разработке новых лекарств. Генеративные модели могут создавать новые молекулы, предсказывать их 3D-структуры, как это делает известная модель AlphaFold. ИИ также помогает в симуляциях клинических испытаний и прогнозировании свойств лекарственных молекул. Сбер тоже ведет активную работу в этом направлении. Так, совместно с Институтом AIRI нами создан центр AIDD, который фокусируется на поиске лекарственных молекул с помощью ИИ. Несмотря на то что такие испытания находятся еще в стадии разработки, в ближайшем будущем мы будем свидетелями появления первых препаратов, разработанных с участием ИИ.
— Применяются ли ИИ-системы уже сегодня для подбора терапии?
— ИИ уже активно используется для подбора персонализированных схем лечения, особенно в области онкологии. Системы анализа данных пациента позволяют рекомендовать оптимальные препараты и дозировки, минимизируя риск побочных эффектов. Также ИИ помогает корректировать терапию на основе данных, поступающих в реальном времени с носимых устройств. Пока такие проекты находятся на стадии пилотов и разработок, но в будущем это станет стандартной практикой в медицине.
Например, AI-помощник в приложении СберЗдоровья анализирует симптомы и направляет человека к нужному специалисту, помогает подготовиться к процедурам и отвечает на вопросы по здоровью.
— GigaChat уже сдавал экзамены на врача. Что дальше?
— GigaChat успешно сдал выпускной экзамен на врача и уже получил аккредитацию по специальностям «Лечебное дело», «Кардиология», «Неврология», «Педиатрия» и «Гастроэнтерология». Впереди еще много других специализаций, для которых нужно будет подтвердить знания, и мы постепенно движемся к этому.
Однако уже сейчас можно обращаться к GigaChat по вопросам здоровья, он может расшифровать результаты анализов, составить персональные тренировки и меню, исходя из особенностей организма каждого человека. Самое главное, что его ответы основаны на проверенных медицинских данных и знаниях, но повторю, что финальное решение всегда за врачом.
И тут у нас также есть примеры успешного применения GigaChat:
Клиенты регулярно делятся с нами и в Сети разными историями. Один из пользователей рассказал, как однажды утром он неожиданно не смог подняться с кровати. Здоровый мужчина при попытке встать начал испытывать странные симптомы — резкое головокружение, тошноту, дезориентацию. Он не понимал, что происходит с организмом, и до того, как обратиться к врачу, решил спросить у GigaChat, что это может быть.
И наша модель на основе описанных им симптомов предложила несколько возможных вариантов диагнозов и посоветовала, к врачу какой специализации лучше обратиться. Когда клиент попал к нужному врачу, оказалось, что нейросеть верно предположила довольно редкий диагноз на основе описанных симптомов.
Таких примеров и историй уже очень много. Мы обучаем нейросеть на научных, проверенных данных, чтобы она могла давать ответы на вопросы по здоровью. И при этом это будет персонализированный ответ, ведь нейросеть будет анализировать именно те симптомы и ситуации, которые ему описаны.
— Требует ли развитие ИИ корректировки нормативной базы?
— Российское регулирование в сфере ИИ и медицины — одно из самых гибких и современных. Оно адаптировано к быстро развивающимся технологиям и создает условия для безопасного применения ИИ в медицине. Возможно, с развитием технологий в сфере ИИ потребуется корректировка некоторых стандартов, чтобы гарантировать защиту данных пациентов и соответствие этическим нормам, но на данный момент нормативная база полностью поддерживает эти процессы.
— Есть ли аналоги ваших решений за рубежом? Насколько вы соответствуете мировым трендам?
— Да, аналоги технологий Сбера присутствуют в международной практике. Искусственный интеллект активно используется в таких областях, как анализ медицинских изображений, диагностика заболеваний и предоставление персонализированных рекомендаций по здоровью, особенно в США, на Ближнем Востоке, в Китае и в ряде стран Европы. Мы уверенно следуем общемировым трендам и активно участвуем в них, находясь в авангарде цифровизации. В этом плане мы находимся на одном уровне с ведущими странами, которые лидируют в области внедрения и развития технологий ИИ.