МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Владимир

Что лучше: детский сад или домашнее воспитание?

Старайтесь создать ребенку условия для общения со сверстниками

Где малышу будет лучше: дома или в саду? Этот вопрос мучает многих родителей, которые стоят перед выбором — отдавать ребенка в казенное учреждение или оставить на попечении бабушки или няни. Чем отличается воспитание домашнее от детсадовского, и правильно ли утверждение, что малышу обязательно стоит посещать детский сад? На эти вопросы отвечает гость редакции, владимирский психолог Наталья Фельдман.

Ищем детский коллектив

- Наталья Борисовна, сегодня многие высказываются в пользу няни, гувернантки. Ведь с ней малыш будет находиться в спокойной обстановке. Он сможет спать, сколько хочет, есть только свежую пищу, с ним не просто будут гулять на воздухе, но всегда проследят, чтобы его не продуло... Как все-таки лучше воспитывать ребенка - в семье с индивидуальным наставником или в коллективе?

- Однозначного ответа — что лучше - не существует. Тут все зависит от ребенка. Если говорить в целом, то малышгу рано или поздно придется столкнуться с коллективом и придется учиться общаться с самыми разными людьми. Поэтому даже если ребенок сидит дома с мамой, которая имеет возможность не работать, либо работающие родители нанимают няню, либо родителям помогает бабушка и ребенок до школы находится дома, ему все равно нужно создавать возможность общаться со сверстниками, в коллективе.

- Что это могут быть за коллективы?

- Во-первых, компания во дворе. Не стоит уводить ребенка куда-то одного, необходимо давать ему общаться в компании. Во-вторых, ребенка можно записать в развивающие центры, кружки, студии, спортивные секции, а в старшем дошкольном возрасте – в музыкальную школу. Но тут хочу сразу предупредить родителей: ограничиваться только музыкальной школой или спортивной секцией нельзя. Кроме них обязательно должно присутствовать и неформальное общение. Дело в том, что занятия в таких учебных заведениях достаточно строго структурированы, и времени на непосредственное взаимодействие детей практически не остается. Там дети больше общаются с педагогом и учатся вести себя в группе под руководством взрослого. Поэтому лучше водить детей еще куда-то, где они смогут общаться с другими детьми в процессе общей деятельности.

- А сколько, по мнению психологов, часов в неделю ребенок должен общаться со сверстниками?

- Конкретных рекомендаций на этот счет нет. Здесь, еще раз подчеркиваю, необходимо ориентироваться на ребенка. Одни дети очень общительные, другие – менее общительные. И еще добавлю: если детей в семье больше двух, то это уже мини-коллектив, и дети между собой научатся общаться и взаимодействовать. Они научатся договариваться, искать компромиссы, они будут ссориться и мириться. Но, к сожалению, многодетные семьи - не такое частое сейчас явление, поэтому если ребенок в семье один, то общение с другими детьми нужно организовывать в любом случае.

- Каким должен быть возраст детей, с которыми общается ребенок? Лучше, если это будут дети-одногодки или более старшие дети? Можно ли общаться с теми, кто младше на год-два, или в таком случае ребенок ничему новому не научится?

- Дети в коллективе могут быть и старше, и младше. Вспомним наше детство - раньше разновозрастные компании были совершенно нормальным явлением. Младшие учились у старших чему-то новому, а старшие учились заботиться о младших и в чем-то им уступать...

Ведем в детский сад

- А если бабушки нет, возможности нанять няню нет, возникает необходимость вести ребенка в детсад. Как правило, поначалу бывают слезы, ребенок уговаривает родителей не водить его в садик. Как убедить малыша, что ходить туда надо?

- Вот тут позвольте с вами не согласиться. Есть дети, которые с удовольствием ходят в детский сад, им нравится, что вокруг много детей, что они могут проявлять себя перед другими детьми. Это дети с лидерскими задатками. Они очень быстро адаптируются к детскому саду и всегда с удовольствием туда ходят. Так что все это зависит от характера, темперамента и воспитания. Что касается слез, то в любом случае ребенок к детскому саду должен адаптироваться. Процесс адаптации в большинстве детских садов налажен достаточно хорошо.

- Как он должен проходить?

- Сначала ребенок приходит просто погулять с мамой или с бабушкой на участок. Потом вместе с мамой проводит какое-то время в группе с другими детьми, потом на час-два родители оставляют ребенка с другими детьми и воспитателем. Потом время нахождения в детсаду продлевается до обеда – ребенок приходит с другими детьми, завтракает, играет, гуляет, обедает. А когда остальные дети ложатся спать, его забирает мама. А потом малыша тоже оставляют спать. А еще через некоторое время оставляют на целый день. Этот процесс адаптации занимает от двух недель до месяца. Но в некоторых садах — всего три дня. Также есть вариант, который остался с советских времен – родители отдают ребенка сразу на весь день. На мой взгляд, ребенок лучше адаптируется, когда его к саду приучают постепенно.

- То есть лучше всего приучать ребенка к садику в течение месяца?

- Однозначно сказать нельзя. Один ребенок привыкнет за неделю, другому и месяца будет мало. Все зависит от темперамента, характера, от позиции родителей.

- Какой должна быть эта позиция?

- Вот это очень важно. У родителей должна быть внутренняя уверенность, что все будет хорошо. Иногда ребенок начинает адаптироваться нормально, а мама «дергается», эта нервность передается ребенку. Он все чувствует, начинает плакать и не хочет больше ходить в садик. Внутренняя позиция мамы, да и всей семьи, что ребенок справится, что у него будет все хорошо и отсутствие внутреннего волнения – залог того, что ребенок адаптируется успешно. Если мама будет обсуждать при ребенке какие-то негативные особенности детсада, то он будет привыкать хуже...

- Что нельзя обсуждать при ребенке?

- Воспитателей, других детей и других родителей, самого ребенка. Очень часто бывает, что две мамы начинают разговаривать – и про воспитательницу, и про детей, и про все на свете. А дети в это время крутятся около. Причем родители почему-то думают, что дети их не слышат. А они все понимают и чувствуют.

- Что еще важно в процессе адаптации к детсаду?

- Очень важно ребенка расспрашивать. Каждый день. Но не просто задавать общие вопросы типа «а как там у тебя в садике?» В этом случае малыш навряд ли сможет внятно ответить. Надо задавать конкретные вопросы: «С кем ты играл? Какими игрушками? Что кушали? Что понравилось на прогулке?» Одним словом, узнавать конкретные мелочи, чтобы ребенок почувствовал, что родителям это интересно.

Приучаем к самостоятельности

- Считается, что дети, посещающие садик, более самостоятельные, чем те, кто воспитывается дома. Как приучить ребенка к самостоятельности?

- Надо эту самостоятельность ребенку давать. Например, когда мама куда-то торопится с ребенком, она сама его одевает. Психологи советуют: лучше опоздать, но научить ребенка одеваться самостоятельно. И, разумеется, учить одеваться надо не утром в цейтноте, а, например, вечером, собираясь на прогулку. Это касается не только тех, кто воспитывается с домашним наставником, но и детсадовских детей тоже. Я сама наблюдала неоднократно, что дети, которые в садике, по отзывам воспитателей, сами одеваюются, при родителях начинают медлить, капризничать, чтобы родители их одели. Когда родители забирают ребенка из детского сада, они уж точно никуда не опаздывают, можно и нужно дать ребенку возможность одеться самостоятельно. Вообще, приучение к самостоятельности — это долгий процесс, требующий терпения. С возрастом необходимо все меньше ребенка контролировать и давать ему что-то делать самому, пока не пропал к этому делу интерес.

- Со скольких лет можно начинать приучать к самостоятельности?

- Чем раньше, тем лучше. Когда младенец уже сидит, а его кормят с ложечки первым овощным пюре, можно дать ему в руку другую ложку. Через некоторое время ложка обязательно попадет в рот. Возникнет связь «рукой с едой можно дотянуться до рта», потом она закрепится. И так далее... С раннего возраста — лет с двух - ребенок уже в состоянии под руководством родителей убрать за собой игрушки, фломастеры, которыми он рисует. Некоторые дети, знаю, уже в шесть лет моют посуду. И не забывайте за любое проявление самостоятельности ребенка хвалить.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах