МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Владимир

Как Владимирские рожечники Париж покорили

Мало кому известно, но именно на Владимирской земле несколько веков назад зародилось искусство рожечной музыки

И стало настолько популярным, что, объединившись в ансамбль Владимирские рожечники, в считанные годы покорили Париж, выступали перед царем-батюшкой и дали название целой школе рожечников. Пастушеский рожок с той поры во всех губерниях именовали «владимирским». Владимирские рожечники занесены во все энциклопедические словари, и даже в большую советскую энциклопедию. Чем сегодня живут преемники некогда знаменитейшего ансамбля?

Фото автора

Пастушьи сигналы

Справка "МК"

<p><strong>Это интересно</strong></p> <p>Русский рожок имеет разные названия: помимо &laquo;русский&raquo; &ndash; &laquo;пастушеский&raquo;, &laquo;песенный&raquo; и &laquo;владимирский&raquo;. Название &laquo;владимирский&raquo; рожок приобрёл в конце XIX века в результате успеха, который имели выступления хора рожечников под управлением Николая Васильевича Кондратьева из Владимирской области.<br /> Длина рожка колеблется от 32 до 83 см. Изготовляют его из березы, клена или можжевельника. По утверждению музыкантов, лучшими звуковыми качествами обладают можжевеловые рожки.</p>

Визгунок, бас, полубасок — звук рожка зависит от его размера. Звук этот очень сильный и пронзительный. По словам сегодняшнего руководителя «Владимирских рожечников» Александра Лебедева, все началось лет 300 назад, когда пастухи, обычные неграмотные крестьяне, собирались по 5-6 человек и начинали дудеть на разные лады. Так и родились рожечные наигрыши - песенные, плясовые да танцевальные. Скоро рожечников стали приглашать на свадьбы и другие праздники. Играть на рожках стали и в кабаках, для увеселения, и в лодках для сопровождения пения гребцов.

Знаменитый хор Кондратьева существовал с конца позапрошлого века. Почему хор? Слова ансамбль тогда не было распространено и собрание музыкантов называли «хором». Тогдашние рожечники не пели, лишь играли на рожках. Да так искусно, что иногда казалось, будто слова выговаривают.

Нынешние рожечники и поют, и пляшут. Тут вам и частушки, и игра на гуслях, балалайках да баянах. Есть и необычные «музыкальные инструменты» - косы да топоры. Да так виртуозно играют, что ноги сами в пляс просятся! Одним словом, сегодняшний репертуар ансамбля состоит из наигрышей русских народных песен и их обработок. Классикой рожечного исполнительства называют песни: «Уж ты сад, мой сад», «Зимушка-зима», «Сизый голубочек», «Ах ты, береза», «По улице мостовой»...

В начале прошлого века во Владимирскую губернию, говорят, приезжал сам Митрофан Пятницкий — с собой привез фонограф, в России таких было всего несколько штук. Удивительно, но записи игры тогдашних рожечников сохранились до наших времен, так что музыканты Лебедева играют ту же самую рожечную музыку, что и их предшественники — нота в ноту, ничего не меняя!
Александр Лебедев сравнивает рожок с сотовым телефоном — деревянные дудочки были у всех пастухов, и, при желании, они могли друг с другом обмениваться сигналами — рожок издалека слышно. Были специальные сигналы на сбор скота, на выгон...

У домашней живности, уверен рожечник Аркадий Вуколов, генетическая память на рожечные сигналы существует. Много раз в деревне пробовал подудеть на рожке гусям и курам — птица вмиг собирается рядом с рожечником.

- Однажды мы были на гастролях в Кировской области, - вспоминает Александр Александрович. - В одной из деревень увидели вдалеке стадо и решили испробовать силу рожка.

Услышав рожечные сигналы, рогатое стадо как по команде развернулось и направилось в сторону музыкантов. Пришлось спешно уносить ноги.

В прошлом рожки выделывали тем же способом, что и пастушеские рога, то есть из двух половин, скрепленных берестой. В настоящее время рожки вытачивают на токарном станке.

Казино обходили стороной

Но вернемся к Кондратьеву. Когда тот был еще мальчишкой-подпаском в Камешковской деревеньке Мишнево, слушал рожечные наигрыши, сам пробовал играть на рожке различные мелодии. А повзрослев и выйдя «в люди» решил собрать профессиональный «хор» из рожечников.

Работать с Николаем Кондратьевым согласились 12 пастухов-рожечников Этот хор совершил многочисленные гастрольные поездки по различным городам России. В 1883 году ансамбль пригласили выступить перед Александром III в честь его коронации. Говорят, царь-батюшка выслушал народных музыкантов благосклонно, потом пожелал посмотреть, как устроен рожок. Увидя обыкновенную продырявленную насквозь палочку с шестью дырками по бокам удивился: «А где же пищик?» - «Пищика нет, - лихо ответил Кондратьев, - играем пока мозоли на губах не появятся...»

Лебедеву со своим ансамблем тоже приходилось перед высокопоставленными особами на рожках играть. Даже в Кремле вместе с Бабкиной один раз выступали...

...Очередной звездный час ожидал владимирских рожечников Кондратьева в 1884 году: их пригласили на Международную выставку в Париж. Даже парижская афиша сохранилась, на которой изображены русские пастухи в странных сценических костюмах: высоких шляпах с полями, длиннополых плащах и лаптях. Владимирские рожечники сразили европейцев наповал. Сразу последовали приглашения выступить в Лондоне и Берлине.

Увы, история закончилась плачевно: антрепренер Каратавов всего за одну ночь спустил весь гастрольный заработок рожечников в казино. Домой, во Владимирскую губернию, шли пешком, просили милостыню. Один из горе-музыкантов, вернувшись в родную деревню даже прятался от жены в подклете: поехал-то за заработком, а вернулся ни с чем... А Каратавов потом пришел к рожечникам — каялся, просил прощения. И те его простили.

Современные рожечники, говорит Александр Лебедев, тоже за границей немало выступали: объехали всю Америку с севера на юг, побывали в Германии. А вот казино обходили стороной: помнили историю с Каратавовым...

Справка "МК"

<p>Ансамбль &laquo;Владимирские рожечники&raquo; - Лауреат и дипломант Международных и Всероссийских конкурсов, имеет благодарственные письма и грамоты областной и городской администраций. За многолетний плодотворный труд, большой вклад в развитие культуры музыкальный руководитель ансамбля Александр Лебедев награжден Благодарностью Министра культуры РФ. В 2009 году коллектив ансамбля &laquo;Владимирские рожечники&raquo; стал Лауреатом областной премии в области культуры, искусства и литературы за сохранение и развитие традиций народного музыкального искусства.Ансамбль &laquo;Владимирские рожечники&raquo; - Лауреат и дипломант Международных и Всероссийских конкурсов, имеет благодарственные письма и грамоты областной и городской администраций. За многолетний плодотворный труд, большой вклад в развитие культуры музыкальный руководитель ансамбля Александр Лебедев награжден Благодарностью Министра культуры РФ. В 2009 году коллектив ансамбля &laquo;Владимирские рожечники&raquo; стал Лауреатом областной премии в области культуры, искусства и литературы за сохранение и развитие традиций народного музыкального искусства.</p>

Прапраправнук рожечников

Проводить параллели с «хором» Кондратьева можно бесконечно. У Кондратьева исполнителями были простые пастухи, не знающие музыкальной грамоты, потому каждый из музыкантов должен был быть ещё и композитором, уметь разрабатывать данную ему тему не выходя из пределов общего ансамбля. Нынешний ансамбль рожечников тоже — народный. Немногие его участники имеют музыкальное образование. Есть среди них токарь-шлифовщик (тот самый Аркадий Вуколов, что мастерит новые рожки и старые ремонтирует), повар, полицейский, шофер... Вех объединяет любовь к русскому фольклору.

А прапрапрадед рожечника Ярослава Шубина — Сидор Акулин из деревни Остров Камешковского района — играл в коллективе Кондратьева. Ну чем не преемственность?

Ансамбль «Владимирские рожечники» является одним из базовых коллективов Областного Центра народного творчества и Областного музыкального колледжа, а также одной из «визитных карточек» Владимирской области. Александр Лебедев ведет большую концертную и просветительскую работу, выступая перед туристами, в школах, воинских частях, больницах, на областных и городских мероприятиях. Они не только играют на рожках, поют и пляшут. Во время каждого концерта Лебедев старается рассказать зрителям историю Владимирских рожечников, говорит об устройстве рожка, о народной русской культуре, рассказывает о музыкально-песенном фольклоре.

- Когда мы выступаем с концертами в школах, - рассказывает Александр Лебедев, - бывает просим ребят подпевать. Но слова даже самых известных русских народных песен знают не все. А ведь, если задуматься: чем рожечная музыка хуже Димы Билана или модных сейчас «кельтских мотивов»? Современные россияне редко поют свои, русские народные песни. А зря, ведь живем-то мы в России...

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах