Усыпальница Рюриковичей
Позже церковь Бориса и Глеба стала усыпальницей одной из ветвей Рюриковичей. Однако в XV веке храм остался без купола, в XVII столетии большая его часть обрушилась...
После реставрационных работ богослужения в церкви Бориса и Глеба возобновились и проводились вплоть до революции. Потом храм передали на баланс музея-заповедника.
- Главная задача музейщиков — сохранение культурного наследия, - говорит генеральный директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника Светлана Мельникова. - Давно встал вопрос о налаживании нужного температурного режима в храме. Для проведения инженерных работ понадобились археологические раскопки.
Впрочем, археологи проявляли интерес к Кидекше задолго до этого, первые раскопки прошли здесь 160 лет назад. Известные на весь мир археологи Воронин, Варганов, Седов, Рапопорт пытались разгадать древние тайны Кидекши.
Почему настелили новый пол?
Сейчас в Кидекше копают археологи Института археологии РАН. Возглавляет экспедицию доктор исторических наук, директор Института археологии Николай Макаров.
- Настоящей сенсацией можно считать открытие белокаменного основания престола храма, сооруженного в одно время с самим храмом! - восклицает он. - Престол - это центральное место храма, на котором совершается главное таинство богослужений — претворение хлеба и вина с водою в истинные Плоть и Кровь Христову. В церкви Бориса и Глеба это был стол с каменным основанием, четырьмя ножками и верхней плитой. Такие престолы были прежде найдены только в соборе Киево-Печерской Лавры, в Софии Новгородской и в одной из церквей Ладоги.
Самыми увлекательными археологи называют раскопки внутри храма: «Когда открываешь один за другим разные уровни пола, позднейшие наслоения всегда скрывают что-то интересное», - констатирует ведущий научный сотрудник Института РАН Владимир Седов.
Итак, при вскрытии пола, кроме престола взору археологов представились: фрагмент синтрона (скамья для духовенства, идущая вдоль стены храма), основание иконостаса, орнаментальные фрагменты фресок, так называемые «полотенца» и резьбы XII века.
- Вообще, ситуация с полами — загадочная, - говорит Седов. - Мы открыли уровень пола XII века, по которому ходил Юрий Долгорукий и сын его Борис. Какое-то время спустя, в начале XIII века, в храме был настелен новый - кирпичный - пол. Для чего? Есть предположение, что настелили его сразу после татаро-монгольского нашествия, чтобы скрыть пол, оскверненный иноверцами. Именно в это время летопись отмечает ремонт и новое освящение церкви митрополитом Кириллом.
«Не находка, а подарок!»
Под самый конец работ археологи получили настоящий подарок: в восточной части церкви в завале древних строительных материалов, образовавшемся при разрушении храма, была обнаружена колонка с резьбой — яркий образец древнерусской скульптуры. Еще одна загадка! О том, была ли эта колонка ножкой престола или служила чем-то иным, специалисты спорят до сих пор.
- Осталось еще много неясного, - говорят археологи, - поэтому открывать загадки древней Кидекши мы продолжим уже дома, в Москве.
Главная же боль археологов в том, что найденные фрагменты древней утвари, костей и прочие «несенсационные» артефакты хранить, по сути, негде. За рубежом для древностей построены специальные хранилища, есть специальный персонал, так называемые «хранители», которые заботятся о находках. У нас же все пущено на самотек.
- От черепков большинство музеев отказывается, - говорит Николай Макаров. - Черепков много везде и всюду, вплоть до школьных музеев. И мы остаемся один на один с большой проблемой: куда пристроить новые находки? У нас нет ни хранилищ, ни штата «хранителей». В прошлом году этот вопрос был поставлен перед премьером Путиным. Мы получили обещание, что правительство станет работать над этой проблемой. Пока же она остается, она есть.
В настоящее время ведутся работы вне храма. Археологи изучают остатки не потревоженного слоя поселения до строительства церкви. Считают, что этот культурный слой может быть связан с именем основателя Москвы — Юрия Долгорукого.