Студенты должны быть мобильными
Не поспоришь: прежняя система образования (которая доросла даже до бренда - «советская система образования») имела достаточно много преимуществ, хотя бы потому, что она развивалась в России не один десяток лет. Но при переходе к рыночной экономике в нашей стране стал активно внедряться частный бизнес. А система образования, считается, должна учитывать все изменения в обществе и оперативно реагировать на них. Поэтому в России решено было взять на вооружение опыт западных стран. Европейцы и североамериканцы давно оценили достоинства двухуровневого образования и до сих пор используют его.
- Именно уровневое образование (бакалавриат - магистратура) нацелено на поддержку мобильности студентов и преподавателей, что является характерным признаком современной системы образования, - утверждает Валерий Прокошев. – Например, студент начинает учебу в Германии, затем проходит курс обучения во Франции, затем едет за знаниями в Англию. И при этом он не теряет образовательную базу, наработанную за это время. Так происходит благодаря тому, что система образования этих стран унифицирована в рамках Болонского процесса.
Тем не менее, в народе ходит миф, что бакалавр — это неоконченное высшее образование, что с такой степенью на нормальную работу не возьмут. Но во всем мире бакалавриат — это высшее образование, которого достаточно, чтобы занимать практически все должности, которые существуют в коммерческих фирмах, предприятиях, за исключением вакансий, предполагающих научно-исследовательскую работу.
Именно для того, чтобы получить научные должности, бакалавры снова садятся за парту. А для более глубокого изучения научных проблем магистры поступают в аспирантуру и учатся ещё 3 года — до получения степени кандидата наук, а затем – в докторантуру, получая степень доктора наук, - добавляет Валерий Прокошев. - Но эта «траектория обучения» - не для каждого. Степени бакалавра чаще всего достаточно для профессиональной деятельности в выбранной области. На Западе именно таких специалистов большинство. Насколько я помню, некоторые американские президенты ограничивались образованием бакалавра.
Преимущества новой системы высшего образования существенны. После бакалавриата студента ждет поистине «богатырский» выбор: он может пойти по дороге завершения своего образования с имеющимся на руках дипломом, может пойти в магистратуру по своему или по совершенно иному направлению.
А если конкретно?
Посмотрим, как на деле осуществляется переход от специалитета к двухуровневой системе образования. Количество бюджетных мест при таком переходе не сократилось, более того, на некоторых направлениях их даже стало больше. А вот магистрантов набирают столько, сколько поступает заявок.
Привычный нам специалитет между тем не канет в Лету и останется на направлениях, связанных с таможенным делом, искусством, а также в медицинских вузах.
Но пока мы медленно, но верно переходим к новой системе образования, студенты-специалисты имеют возможность получить и степень магистра, и поступить в аспирантуру.
- Бакалавриат — это практически тот же специалитет, - поясняет Валерий Прокошев. - А студентов, которые идут в магистратуру, мы давно рассматриваем как потенциальных аспирантов. Кстати, магистратура может считаться и вторым высшим образованием, если бакалавр меняет направление учебы.
К слову, и на заочной форме обучения вводятся бакалавриат и магистратура, а продолжительность учебы для выпускников колледжей, желающих продолжить обучение по профилю, будет меньше, чем для выпускников школы, - 3-3,5 года.
Не бренд, но компетенция
Считается, что в результате внедрения бакалавриата и магистратуры молодые люди смогут не только получить образование за границей, но и устроиться там на работу на общих основаниях. Так ли это? Валерий Прокошев уверен, что сегодня, чтобы получить вакансию за рубежом, российскому выпускнику вуза надо прежде всего доказать свою компетентность.
- За границей раньше обращали внимание на имя университета, так называемый бренд. Но сейчас на первое место при приеме выпускника на работу выходит так называемая компетенция. А это не всегда оценки в дипломе.
Поясним на примере. Предположим, в дипломе филолога по дисциплине «современный русский язык» может стоять «отлично», по французской литературе — «отлично», а по американской — «хорошо». Но вот сможет ли этот выпускник написать очерк? Именно это и является критерием его компетенции. Конечно, грамотность здесь тоже важна, и знание литературы может пригодиться, но оценки по этим предметам не говорят, как хорошо будущий специалист проявит себя на деле. От вуза теперь требуется научиться измерять качество подготовки выпускников по профессии.