МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Владимир

Чудеса и тайны заповедной Мещеры

Самым перспективным видом специалисты называют экотуризм. Иногда его именуют сельским туризмом

Люди, живущие в мегаполисах и уставшие от шума и городской суеты, все больше стремятся выехать на природу, насладиться ее красотой, тишиной и покоем. Экотуризм - это путешествие в так называемые «места нетронутой природы». Во Владимирской области такие места имеются. Одно из них - национальный парк Мещера в Гусь-Хрустальном районе.
Кому хочется отправится в Мещеру самостоятельно — двигаться можно хоть на авто, хоть на велосипедах. А то и пешком с рюкзаками. Дорогу в заповедную зону по карте найти труда не составит. Для любителей организованного отдыха в Гусь-Хрустальном действует «Визит-центр», где можно заказать экскурсию с местным гидом по всем мещерским достопримечательностям.

Избушка на курьих ножках Фото: Аннета Татарникова

Современник мамонта

Справка "МК"

<p>Национальный парк &laquo;Мещера&raquo; был создан в 1992 году на территории Владимирской области для сохранения природного комплекса Мещерской низменности. Национальный парк расположен на юго-востоке области. Занимает 118 900 га земель, из них 61% предоставлены парку, а 39% отведены под хозяйственную деятельность различным собственникам. На этих землях расположены 46 населенных пунктов (поселков городского типа и сел), в которых проживает около 14 тыс. человек. По территории парка проходят три железнодорожные линии (Москва-Казань-Екатеринбург, Владимир-Тумская и местного значения) и несколько автодорог.</p>Каков же он — мещерский «турпродукт»? Сегодня, по словам экскурсовода Татьяны Федоренко, ставку мещерцы делают на индивидуальный подход. Потока — пять-шесть групп в день — просто не выдержат. Упор делают на школьные группы из Гусь-Хрустального и соседних населенных пунктов. Иногда заезжают туристические группы из областного центра, еще реже — из столицы.

На въезде в национальный парк — деревянная вывеска с птичкой-коростелью наверху. Коростель — символ Мещеры. Водится на болотах и влажных лугах. А таких в Мещере предостаточно. Сюда, говорят, даже голландцы приезжали, с целью изучения передового опыта гусевчан по сохранению болот.

Но настоящая гордость Мещеры — выхухоль. Редчайший на планете зверек, реликтовый вид, современник мамонта. Выхухоль занесена в Красную книгу, исчезает из-за загрязнения водоемов и вырубки пойменных лесов, а в Мещере — живет. И, судя по всему, неплохо себя чувствует.

Вообще живности в Мещере хватает. Одних птиц — больше 200 видов. Почти все они собраны в местном музее «Мир птиц», что находится в поселке Уршельский. Собирали коллекцию 8 лет. А уникальная коллекция птичьих яиц, собранная местным энтузиастом охотником Борисом Жбановым, собиралась 30 лет и была передана музею совершенно безвозмездно.

Дорога к храму

Но Мещера — это не только дремучий лес и черничные поляны. Вот настоящее чудо — посреди лесов и болот, рядом с деревенькой в 10 домов — приходской храм с высоченной колокольней, уникальными росписями и редчайшими иконами.

Чего стоит, например, специально заказанный образ в честь спасения царской семьи при крушении поезда в 1885 году. Единственный не только в России — в мире!

Дед Геннадий, прихожанин Свято-Троицкого храма

Храм — пятиалтарный, что для приходских храмов крайняя редкость. Заложен Троицкий храм в первой четверти позапрошлого века на деньги местного купца Панфилова. А строился сорок лет! Но зато отстроили летний и зимний храмы, возвели колокольню в 75 метров высотой (для сравнения — высота колокольни Успенского собора во Владимире — 56 метров). И роспись внутри на удивление яркая, торжественная.

Храм может вмещать человек двести, но приход — 10 местных стариков и старушек, средний возраст которых 70 лет. По большим праздникам в храме собирается до 30 прихожан.

Несмотря на то, что в прошлом году провели косметический ремонт колокольни, финансирования не хватает. И доход у храма — минимальный. Стены медленно рушатся, кое-где осыпается кирпич.

Рядом с храмом — погост, то есть кладбище при церкви, где встречаются старинные надгробия, в том числе и 17-го века. А вот мецената, который подобно купцу Панфилову выделил бы деньги на поддержание и реконструкцию храма, ждут давно и тщетно...

Комары — часть местного колорита

В поселке Тасинский раскинулся под открытым небом музейный комплекс «Древнерусский город. Русское подворье». Этакая древняя деревенька в миниатюре — деревянные домики высотой в метр, бутафорские колодцы и баньки. Есть здесь катапульта и изба русского крестьянина. Изба, кстати, не бутафорская — с настоящей печью, сенями и красным углом.

Обязательно и театрализованное представление силами туристов: выбирают красну девицу и добра молодца. Девице выдают коромысло и два ведра с водой. Старинная русская примета гласила: если девица с коромыслом идет, а ведра качаются, муж пьяницей будет. А коли не качаются, стало быть «муж будет корректный».

Но главная достопримечательность подворья — восьмилетняя медведица Марья Потаповна. Зверь подвижный и добродушный, но с характером.

Колокольня Свято-Троицкого храма в поселке Эрлекс

Историю мишки Машки сотрудники «Подворья» очень любят рассказывать: в орловском зоопарке справится с двухлетним медвежонком не могли — проявлял агрессию и не поддавался дрессировке. Долго думали, куда бы медведка сплавить, пока не отозвались музейщики и не приняли Машку на федеральное довольствие. В день медведица съедает 30 килограммов пищи: 4 буханки хлеба, кашу с мясом утром и вечером, любит огурцы, яблоки и морковь. А вот от свеклы, которая положена ей по рациону, брезгливо отворачивается. Марья Потаповна — любимица всех местных музейщиков и туристов, поэтому избалована до крайности: предпочитает шоколадные конфеты, сгущенку, киви и пряники.

Как только группа туристов входит в ворота, Марья Потаповна оживляется в клетке и требует гостинцев.

С «Подворья» прямая дорога на «Экологическую тропу». Протяженность тропы — всего-то три километра, неспешным ходом минут за сорок пройти можно. Только вот не получится у вас медленно да прогулочным шагом по тропе пройтись — комары, говорят музейщики, тоже часть местного колорита. Их специально не травят — если не станет комаров, исчезнут некоторые виды птиц, а за ними — животные. И потянется экологическая цепочка...

Из кустов выглядывают фанерные макеты лосей, лис и зайцев. А для детей помладше интересны будут избушка Бабы Яги и фанерный макет Головы из «Руслана и Людмилы».

Мещера горит. Кому тушить?

Горит Мещера, увы, ежегодно. Винят в этом и туристов-«дикарей», которые приходят в лес с палатками и разводят костры, и жаркое лето.

Из-за аномально жаркого лета в прошлом году, например, выгорело 6 тысяч гектаров. Ущерб оценивают в 5 миллионов рублей. Но причина, по словам заместителя директора по лесохозяйственной и лесоохранной деятельности национального парка «Мещера» Виктора Глуховского, не только в жаре - элементарно не хватает тяжелой техники. Огонь удалось остановить лишь тогда, когда на помощь прибыли МЧСовцы и служащие из личного состава минобороны.

Это при том, что в 2010-м еще действовал договор по оказанию помощи при тушении лесных пожаров с областным отрядом ГО и ЧС. В этом году они отказались заключать такой договор. Пообещали выезжать на пожар только при возникновении угрозы населенным пунктам. А лес тушите своими силами...

«Корректный» жених свататься идет

Не радует и ситуация с горельниками (так называют участки обгоревшего или выжженного леса): разрешение на их расчистку Москва дала только в марте. Но «раздать» обожженные мертвые деревья населению удастся, судя по всему, не скоро. По местным законам сотрудники Мещеры имеют право отпускать по 150 кубометров древесины для строительства дома, да по 30 кубометров для ремонта надворных построек... раз в 10 лет! И всего по 20 кубометров дров ежегодно для отопления. По таким нормативам, признается Глуховский, разработать горельники не реально.

...В Китае 300 национальных парков, в России, которая по площади куда больше, - всего 41. На все 83 субъекта РФ. Даже Европа по числу национальных парков нас опережает. Но разница не только в количестве. Она в том, что и европейцы, и китайцы своими нацпарками гордятся, за ними следят и ухаживают. Это национальное богатство, предмет настоящей гордости. Ситуация с горельниками, которым предстоит стоять несколько лет, потому что одно ведомство больше полугода не может выдать разрешение на расчистку, а второе запрещает разрабатывать горелые леса, лимитируя отпуск древесины, за рубежом просто немыслима.
Остается только ждать и надеяться, что и российские чиновники, от которых зависит не то что процветание, а просто нормальное состояние национальных парков, вдруг прозреют и увеличат финансирование, а также отменят дурацкие законы, тормозящие расчистку выгоревших территорий.

Главное, чтобы это прозрение не произошло, когда будет уже слишком поздно...

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах