Ребятам рассказали о проблеме наркомании среди молодежи и показали фильм «Черное и белое» - о наркоманах, которых уже нет в живых. Перед студентами также выступили специалисты «Центра СПИД» и активисты организации «Алый парус», объединяющей людей, которые раньше употребляли наркотики.
О том, как ведется антинаркотическая работа в нашем регионе, после лекции мы побеседовали со страшим оперуполномоченным УФСКН по Владимирской области Ириной Мазуриной.
- Сейчас много говорят о профилактике наркомании среди детей и подростков. Но одни ни разу не пробовали наркотики, другие положительно относятся к их употреблению. Наверное, виды профилактики для каждой категории отличаются друг от друга?
- Конечно, отличаются. В первую очередь аудиторией, на которую они направлены. Например, первичная профилактика охватывает детей, подростков, молодежь, которые не имеют опыта «общения» с наркотиками. Наша задача на этой стадии - предупредить. Вторичная профилактика проводится среди подростков и молодежи, эпизодически употребляющих наркотические средства. Тут главное - предотвратить появление у ребят наркотического заболевания. Ну и третий вид профилактики представляет собой реабилитацию наркозависимых людей, которые уже прошли лечение.
- Расскажите: что входит в понятие первичной профилактики?
- Это целый комплекс образовательных, психологических, медико-социальных мер. Сюда же входят всевозможные антинаркотические мероприятия, беседы со специалистами, показ документальных и художественных фильмов, организация игр. Но прежде всего первичная профилактика - это пропаганда здорового образа жизни.
- Современного школьника очень сложно чем-нибудь удивить. Тем более, если речь идет о лекционных занятиях. Как ребятам преподносятся материалы антинаркотической направленности?
- Эффективное направление - это деятельность волонтеров. Они работают по принципу «равный - равному». То есть подростки встречаются не с врачом или педагогом, а с авторитетным сверстником. Вся информация о наркотиках и их последствиях преподносится детям в игровой форме. Для этого есть специально разработанные тренинги и интерактивные занятия.
Еще одним хорошим начинанием я считаю сопровождение выступлений специалистов документальными и художественными фильмами. Визуальная информация дает большой эффект. Приведу пример: в 2007 году мы организовывали показ антинаркотических роликов в загородных лагерях. И буквально пару недель назад я общалась с девушкой-студенткой, которая в то время отдыхала в лагере и помнит наши занятия. Она так и сказала: «Эти ролики я запомнила на всю жизнь!».
- Добровольное тестирование школьников и студентов на наличие наркотиков - тоже одна из форм первичной профилактики. В свое время об этом много говорили...
- Родителям и детям важно понимать, что это не просто желание узнать, в какой школе и кто принимает наркотики. Это возможность оградить ребенка от наркомании. Несмотря на то, что с 15 лет подросток имеет право сохранить в тайне факт употребления, а врач не имеет права его разглашать, эти меры носят серьезный предупредительный характер. Ребята знают, что во многих школах прошло тестирование, и это обязательно коснется их. Возможно, такая информация удержит школьников от пробы наркотиков.
- Сегодня многие предлагают начать профилактику в дошкольном возрасте. Как вы думаете, можно ли проводить в детских садах уроки чтения, беседы о наркомании?
- В детских садах и начальной школе нужно больше рассказывать о здоровье, плохих и хороших привычках. О вреде наркомании можно говорить с детьми, когда они находятся в достаточно сознательном возрасте. Например, с 11 лет. Сейчас наркомания молодеет, средний возраст первой пробы - 11-12 лет. Конечно, это заставляет специалистов УФСКН задуматься над необходимостью профилактики в дошкольных учреждениях.
- Что же все-таки нужно сделать для того, чтобы у ребенка вообще не возникало желания пробовать наркотики?
- Конечно, эта задача ложится на плечи родителей. Именно они должны четко объяснить ребенку, что такое хорошо и что такое плохо. Ну и, несомненно, родители должны воспитывать свое чадо в заботе и ласке. Больше с ним общаться, интересоваться его делами, доверять ему. И стараться максимально занять ребенка дома, в школе, на отдыхе. Если дети будут заняты от и до, у них не останется времени думать: что такое наркотик, пробовать его или нет...