Трудно быть всадником

Корреспондент «МК» взял уроки верховой езды

Научиться ездить верхом на лошади было моей давней мечтой. Начитавшись лермонтовских и пушкинских романов, где герои смело садились на верного коня и мчались вслед за любимой, насмотревшись исторических фильмов, где актеры-всадники атаковали противника, а хрупкие девушки без страха покидали родных, уезжая вместе с долгожданным принцем на его Сивке-Бурке, я поняла: ездить верхом — это так романтично и так легко!

Корреспондент «МК» взял уроки верховой езды

Лиха беда начало

Не тут-то было! Наталья Львовна, владелица частной конюшни в нашем городе, предупредила меня: «Лошадь — это не диван, на котором можно развалиться и ничего не делать. А учеба верховой езде проходит непросто: будут и синяки, и ушибы, а возможно, и падения».

Этому я не придала особого значения. «Ну, упаду, синяк поставлю... Невелика проблема!» - подумала я и пошла на первое занятие. Тренер Роман Евгеньевич подвел ко мне красавицу Радость, лошадь серой масти. «Она спокойная, всадника не сбросит, так что новички с удовольствием на ней катаются», - такова была краткая характеристика Рады.

Взгромоздилась я на лошадь (по-другому описать этот процесс просто невозможно) с большим трудом: поднять самостоятельно свои 50 килограммов на это крупное животное оказалось задачей не из легких. Левую ногу - в стремя, крепко держишься за переднюю ручку (луку) седла, неимоверным усилием поднимаешь себя наверх, перекидываешь правую ногу через круп лошади - и наконец-то ты в седле. Однако подготовка к поездке по плацу этим не закончилась. Мало поставить ноги в стремя, важно сделать это правильно, поместив на подножку лишь переднюю часть стопы и обязательно направив пятку вниз. «Будешь так делать, нога через стремя не проскочит. И если вдруг лошадь понесет, не упадешь», - посоветовали мне ребята на площадке.

Подготовка прошла успешно, и я, гордо восседая на Раде, предвкушала, как через пару минут буду скакать на площадке, обгоняя всех остальных ребят, как в мгновенье ока освою рысь, а может, и галоп, как... Тренер же повел лошадь в центр плаца. Около получаса Рада везла меня «пешком», я же с высоты обозревала происходящее вокруг и училась управлять вверенной мне кобылой. Нелегко было привыкнуть держать вытянутые руки у шеи животного, натягивать повод до такой степени, чтобы лошади не было больно.

При управлении этим большим животным нужно запомнить следующее: поводья в руках — это одновременно и руль, и «педаль» тормоза, а шенкель (часть ноги от ступни до колена, прилегающая к бокам лошади) - «педаль» газа. Важно не перепутать все эти нехитрые правила и не ввести себя и лошадь в полнейшее заблуждение. Со мной подобная ситуация случалась не один раз: одновременно я и давала шенкеля («Вперед, моя лошадка!»), и тянула на себя поводья («Стоп! Никуда не двигайся»), и причмокивала губами («Побыстрее»). Что же в итоге? Лошадь стоит на месте и возмущенно поворачивает в мою сторону свои пушистые ушки: «Так чего ты хочешь?» Словом, каждое движение надо отрабатывать отдельно, не спешить и стараться доступно объяснять животному, чего вы желаете: ехать, ускориться или вовсе остановиться. Все-таки «центром управления» в таком тандеме быть нелегко.

«Да, на лошади не отдохнешь», - думала я, с трудом переставляя ноги после того, как спрыгнула с Рады на землю. И часа не прокаталась (читай: не просидела) на лошади, а устала неимоверно. Восвояси пошла, слегка пошатываясь: укачало!

«Попрыгунчик»

На втором занятии мне удалось вклиниться в стройные ряды наездников, чтобы понемногу освоить рысь — такой вид шага, когда лошадь как бы перепрыгивает с одной диагональной пары ног на другую. Первые впечатления от подобной пробежки были не лучшими: в седле я не еду, а словно прыгаю, ноги из стремени выскакивают, руки мертвой хваткой вцепились в уздечку и в ручку седла, а в голове то и дело возникают ужасные картины позорного падения. Кое-как пережив несколько кругов, я обратилась за помощью к тренеру: что же мне, непутевой, делать-то, чтоб ездить, как все? Оказалось, чтобы не упасть и даже облегчить свою участь «попрыгунчика», надо сильнее прижимать к бокам лошади бедра, стараться держать ступни в стремени по правилам, двигаться с лошадью в одном ритме, чуть привставая над седлом на каждый второй толчок. Словом, действовать по принципу «сели-встали». А руки в этом непростом процессе почти никакой роли не играют: оттого, что я крепко вцеплюсь в уздечку, животное лучше скакать не будет.

Училась ездить рысью я на нескольких лошадях — на Раде, на вороной с загаром Лоре и на быстрой и строптивой Заложнице. Рада — лошадь, заставляющая всадника работать, трудиться. На ней спокойно не усидишь, и во время рыси слегка «потряхивает». Красавица Лора чувствует неумелого наездника. С ней нужно быть настороже: если расслабишься и решишь, что все под контролем, лошадь обязательно свернет в центр круга — отдохнуть, походить, поразмышлять... И после этого её очень трудно заставить бежать вместе со всеми. Ещё одна особенность этой вороной кобылы в том, что Лора временами спотыкается на ровном месте: бежит, кажется, как все, а потом - раз! - и оступится. Ощущение такое, словно ты падаешь в яму: внутри все обрывается и кажется, что ещё мгновение — и созерцать окружающий мир ты будешь в лежачем положении. Но Лора быстро оправляется, скачет дальше как ни в чем не бывало, и минутное смятение всадника со временем проходит.

Но ещё большего внимания со стороны человека требует Зайка (так ласково называют Заложницу). Эта кобыла, «которой ноги некуда девать», по словам Романа Евгеньевича, а потому бежит она быстро и все пытается выскочить из стройного ряда лошадок. Неумелых всадников эта кобыла особо не привечает, а зазевавшихся и вовсе норовит скинуть с седла. С ней я была начеку, но это не спасло меня от мини-ЧП: Зайка выбежала в центр площадки и понеслась к противоположной части плаца... галопом. «Держись!» - кричали мне вслед, а я, вцепившись в ручку седла и затаив дыхание, ждала, что же будет дальше. Через несколько прыжков Заложница остановилась, словно ничего и не произошло. Чуток передохнув, я снова отважилась осваивать рысь с этой же лошадью.

Синяки и растяжения

Трудно быть всадником - эту истину обязательно почувствует на себе новичок в верховой езде. И дело не только в сложной науке управления лошадью и понимания животного. Синяки, растяжения, ушибы — это все не просто слова. Мне повезло хотя бы в том, что я ни разу не упала с лошади (хотя, говорят, «кто не падал, тот никогда не ездил»). Зато гематомы на внутренней стороне коленей и икрах у меня появились со второго занятия. Другая проблема — это ссадины на пальцах из-за неверно взятой уздечки. По правилам повод пропускается в кулак между мизинцем и безымянным пальцем и выходит между большим и указательным. Но во время езды за этими мелочами уже не следишь и для удобства обматываешь уздечкой кисть руки несколько раз. Захочет лошадь дернуть головой в сторону, потянет уздечку на себя — и появляется на пальце «заслуженная» ссадина.

Трудно мне давалась и смена движения во время занятия верховой ездой. К бегу против часовой стрелки тело относится уже привычно, а вот в противоположную сторону верхом мне двигаться тяжелее: от постоянного напряжения руки и ноги словно замерзают в одном положении. В результате приходишь домой, а одна из рук просто не поднимается выше плеча. Чувствуешь себя наполовину инвалидом и помогаешь себе другой рукой. Ноги после подобного напряжения тоже не слушаются, невольно подгибаются. Спускаться с лестницы в таком состоянии подобно пытке.

Но замечу, что подобные терзания испытывают далеко не все. Если в верховой езде соблюдать все необходимые правила, учиться не только на своих, но и на чужих ошибках, брать пример с более опытных всадников, то синяков, ссадин и ушибов будет намного меньше.

И ещё: долгие перерывы между тренировками тоже не лучшим образом сказываются на состоянии организма. Мышцы не тренируются, расслабляются, и пережить новые нагрузки становится не так просто, как раньше.

В ожидании успеха

Но, несмотря на все трудности, с которыми приходится сталкиваться новичку-всаднику, обучаться верховой езде - одно удовольствие.

Конечно, это увлечение не для лежебок, и нужно понимать, скольких сил будет стоить освоение правил езды верхом. Не стоит также рассчитывать на то, что все начнет получаться сразу. Однако и разочаровываться после первого же занятия тоже не надо.

На мой взгляд, самое ценное в процессе обучения верховой езде - это возможность установить контакт с животным. От того, как быстро всадник без опыта найдет общий язык с лошадью, и будет, в общем и целом, зависеть его успех.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру