Впервые во Владимир приедет шедевр из Лувра

Во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике впервые и всего два дня (5-6 июля) будет экспонироваться один из шедевров Лувра - наплечник Андрея Боголюбского «Воскресение Христово». Второй наплечник находится в Германском национальном музее в Нюрнберге. А еще в начале прошлого века оба наплечника являлись российским культурно-историческим достоянием!

К сожалению, руководство Германского национального музея в Нюрнберге отказалось привезти свой раритет. А наплечник из Лувра после 77-летней разлуки на два дня вернётся в музей, экспонатом которого он был в прошлом веке.

Наплечниками, нарамниками или армиллами называют две массивные медные позолоченные накладки с эмалевыми изображениями на евангельские сюжеты: «Распятие» и «Воскресение Христово». Зарубежные специалисты считают, что их изготовили маасские (лотарингские) ювелиры около 1170 - 1180 гг. Полагают, что пластины являлись армиллами – парадными наплечными браслетами, регалиями германских королей или императоров Священной римской империи, может быть самого Фридриха Барбароссы! В исторической литературе их также принято связывать с именем Андрея Боголюбского. Судьба этих уникальных экспонатов тесно связана с историей Владимиро-Суздальской Руси.


Пластина с композицией "Воскресение Христово" хранилась в ризнице Успенского собора г.Владимира (упоминается в описи 1693 г.). Местные краеведы обратили внимание на раритет в середине XIX в. - В.И. Доброхотов упоминает ее в своем сочинении "Памятники древности во Владимире Кляземском". В 1890 г. "финифтяный княжеский нарамник" был представлен на археологической выставке в Москве. В 1906 г. «наплечник великокняжеского кафтана, украшенный лиможской эмалью» был главным экспонатом выставки в новом здании Владимирского музея. Потом он вернулся в ризницу собора. С 1919 г. примерно до 1933 г. этот шедевр был экспонатом Владимирского музея. Затем уникальным экспонатом музея заинтересовались в столице. В архивах сохранилась переписка между руководством Оружейной палаты Московского Кремля и Владимирского музея о передаче по просьбе москвичей наплечника в Москву, датируемая октябрем 1932 года. Во Владимир даже направили сотрудника Оружейной палаты для получения этого памятника по доверенности. Передача, кажется, не состоялась. Но недолго уникальный экспонат оставался во Владимире. Вероятно, в 1933 г. с целью получения валюты раритет был продан за границу. По сведениям французских коллег, уже в октябре 1934 г. армилла с изображением Воскресения была куплена Обществом друзей Лувра у известного парижского антиквара Н. Бримо и подарена музею. Так наплечник из Владимира стал украшением известнейшего музея мира.

Любопытна история и второго наплечника. Пластина с композицией "Распятие Христа" была найдена в 60-е годы XIX в. известным русским археологом, историком искусства Г.Д. Филимоновым в одном из монастырей Владимирской губернии. Он не указал название монастыря, из которого происходит эта замечательная находка. Но есть сведения, что наплечник с Распятием был "приобретен в одном из Переславских монастырей". Почему Филимонов скрыл место находки? Вероятно, обнаружение второго наплечника в Переславле Залесском не очень согласовывалось с теорией Филимонова о принадлежности их Андрею Боголюбскому. Видимо, не зная, как объяснить появление одного наплечника в Переславле, городе который не ассоциируется с именем князя Андрея, Филимонов о месте его находки сказал неопределенно. Примечательно, что только в публикации Георгия Дмитриевича говорится о том, что наплечник из Успенского собора сначала был при мощах князя Андрея, а потом попал в ризницу. У других авторов об этой легенде ни слова.

Пластина с Распятием с успехом экспонировалась в 1867 г. на Всемирной выставке в Париже, где комиссаром русского отдела истории труда был Г.Д. Филимонов. После выставки она, вероятно, хранилась в его частной коллекции. После смерти Филимонова в 1898 г. накладка оказалась в частном собрании художника М.П. Боткина. В 1919 г. коллекцию Боткина национализировали и частично передали в Эрмитаж (среди них наш наплечник не значится), частично распродали.

В то время за границу с целью получения валюты были проданы многие шедевры культуры. Второй наплечник в 1930-е гг. тоже оказался за границей. Долгое время он находился в частном собрании барона фон Гирша. В июне 1978 г. на аукционе Сотбис в Лондоне эмалевую пластину с Распятием приобрел Германский национальный музей в Нюрнберге.

Когда и как армиллы попали в Россию, доподлинно не известно. Вероятно, их древнейшая история так и останется тайной - до сих пор не удается разгадать загадки наплечников. Однако увидеть своими глазами один из них – шедевр из Лувра – можно 5-6 июля во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике (ул. Большая Московская, 58, Палаты, 2 этаж). Не упустите редкую возможность!

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру