Все, что вы хотели знать о родах

Ответы на самые разные вопросы, которые волнуют будущих родителей, «МК» искал вместе главным врачом родильного дома №1 Еленой Михайловной Черкашиной

Как родить здорового малыша? Какие современные технологии позволяют помочь семьям, которые хотят, но не могут иметь детей? И какими методами медицина лечит сегодня самые распространенные женские недуги? Обо всем этом — в нашей статье.

Ответы на самые разные вопросы, которые волнуют будущих родителей, «МК» искал вместе главным врачом родильного дома №1 Еленой Михайловной Черкашиной

Никогда не поздно

- Елена Михайловна! В роддоме №2 затеяли масштабный ремонт, в связи с этим вопрос: нет ли у вас большого наплыва рожениц?

- Наплыв есть. Но он никак не связан с ремонтом роддома №2. Дело в том, что в последнее время наметилась тенденция «концентрации родовспоможения» в крупных учреждениях. По разным причинам родовые отделения в районных больницах исчезают. Так, например, в Суздале не всегда могут обеспечить круглосуточную работу среднего медперсонала. То же самое в Камешково, в Петушках. А в Покрове, Судогде и Селиваново вообще нет роддомов. Из-за этого год от года повышается количество рожениц и в роддоме №1, и в роддоме №2, и в роддоме ОКБ.

- Многих наших читателей интересуют вопросы про поздние роды. Да и общемировая статистика свидетельствует о том, что сегодня количество женщин, рожающих после 40 лет, увеличивается в разы...

- Да, это так. Рождение ребенка – всегда счастье для матери, независимо от того, двадцать ей лет или гораздо больше. Сейчас такие нормы – сначала университет, потом работа, карьерный рост, приобретение жилья. На это все уходит время. Поэтому действительно все большее количество женщин откладывают роды на более позднее время. К счастью, сейчас на вооружении владимирских врачей есть все необходимое оборудование, позволяющее предупредить осложнения у позднородящих женщин. Поэтому сегодня женщина может себе позволить стать мамой практически в любом возрасте. Но родить ребенка - это ведь только полдела. Поэтому прежде, чем решиться на такой шаг, подумайте, хватит ли у вас сил, моральных и физических, на самое главное – воспитание вашего чада.

– Скажите, существуют ли биологические пределы для деторождения?

– Как таковых пределов нет - все очень индивидуально. У нас были и 44-, и 45-летние роженицы. Пока организм женщины вырабатывает необходимое количество половых гормонов, то есть пока не наступает предклимактерический период, – женщина может сама забеременеть и выносить здорового ребенка. Но тем не менее, считается, что способность пары к зачатию снижается после 35 лет. А дальше — чем старше становится женщина, тем меньше шансы забеременеть. Дело в том, что обычно после 35 лет у женщин уменьшается количество яйцеклеток, способных к оплодотворению, появляются неполноценные циклы, в которых вообще не созревают яйцеклетки, снижается способность к вынашиванию. То есть умышленно откладывать рождение детей все-таки не стоит.

Как правило, первого ребенка женщины рожают до 30 лет, а после этого возраста уже появляются вторые и третья дети. Причины, которые толкают семейные пары стать родителями в том возрасте, когда некоторые становятся дедушками и бабушками, разные. И не всегда это связано с позитивными моментами. У нас были пары, отважившиеся завести второго ребенка из-за смерти первого.

- С поздними родами связано много разговоров о том, что на свет могут появиться нездоровые дети...

- В этих разговорах есть рациональное зерно. Согласно исследованиям, и мужчины, и женщины с возрастом накапливают определенные биологические изменения, которые могут неблагоприятно сказываться на здоровье их потомства. Поэтому зрелым парам надо подойти к решению завести ребенка более ответственно — пройти ряд обследований заранее, не пренебрегать анализами, связанными с выявлением генетических заболеваний, не отказываться от прохождения более углубленного УЗИ. Если к рождению ребенка подготовиться должным образом, то некоторые факторы риска можно свести к минимуму, а многие и вовсе устранить.

– Еще несколько лет назад «старородящими» считались женщины, которые заводили первого ребенка после 26 лет. Я слышала, что сегодня эти нормы пересматриваются...

– У нас нет теперь таких понятий, как «старородящая», «возрастная». Все-таки это неэтично по отношению к будущей маме. Конечно, наши специалисты всегда обращают внимание на возраст, но мы делаем это исключительно для того, чтобы спланировать течение беременности и избежать возможных осложнений.

Торопиться не надо

- От родов поздних перейдем к родам ранним. Насколько мне известно, по официальной статистике, ежегодно во Владимире мамами становятся около сорока несовершеннолетних девушек.

- К сожалению, ранние роды, к которым следует относить роды несовершеннолетних, уже далеко не редкость. Но это не значит, что нужно рассматривать это как нормальное явление. В основном рожают девочки в возрасте 16 и 17 лет, но есть и 13-, и 14-летние. Оптимизма добавляет то, что, во-первых, в последние годы количество подобных родов не растет, во-вторых, большинство таких рожениц — лица цыганской национальности.

Но даже эти случаи, на мой взгляд, — это вопиющее попустительство со стороны родителей.

Врачи-гинекологи не случайно советуют начинать половую жизнь не раньше, чем в 18 лет — в более раннем возрасте девушки не готовы к рождению ребенка ни физиологически, ни психологически.

И предотвратить нежелательную беременность еще до ее наступления — прежде всего задача родителей. Поговорите со своим ребенком, объясните ему, что ранняя половая жизнь и ранняя любовь не имеют ничего общего.

- А что если родители хотят «предотвратить», но сами не могут подобрать слова?

- Выход есть. Во Владимире работает бесплатный подростковый акушер-гинеколог в центре планирования семьи (улица Каманина, дом 23).

- А если беременность уже наступила, что делать?

- В этом случае любой гинеколог посоветует девочке сохранить беременность. Ведь аборт - это менее физиологично для организма, чем роды, даже если они ранние. Первые беременности в случаях, когда они заканчиваются абортом, часто приводят к воспалениям, которые могут вызвать непроходимость труб, что впоследствии чревато внематочными беременностям, а иногда и бесплодием. В то же время, опыт показывает, что ранний ребенок, даже рожденный вне брака, не помешает молодой маме устроить свою судьбу. Многие мои пациентки, родившие первого ребенка в раннем возрасте, сегодня приходят за вторым и говорят: «Как хорошо, что я тогда оставила малыша».

Ради жизни

- А как обстоит ситуация с абортами вообще?

- Количество абортов уменьшается. Но женщины по-прежнему видят в этой операции избавление от возможных проблем, связанных с рождением ребенка. Проблема абортов очень тесно связана с финансовыми и жилищными проблемами семьи. Но эти вопросы скорее в компетенции федеральной власти. На региональном уровне сегодня решается вопрос о создании центра кризисной беременности. Думаю, он откроется на базе перинатального центра. Там мы планируем проводить работу с женщинами, которые решили сделать аборт. Такая практика в нашей стране появляется повсеместно – перед прерыванием беременности женщины проходят обязательное консультирование у психолога. Затем им дают 48 часов на размышление. И благодаря такой вот «отсрочке» многие решают сохранить беременность.

Сегодня эту работу ведут гинекологи — разговаривают с пациентками, убеждают принимать только взвешенные решения. Совсем недавно ко мне пришла дама с просьбой сделать аборт. Я ей говорю: «В 22 недели аборт делать уже поздно. Если вы не видите в себе силы воспитать ребенка, вы просто напишите отказную, когда он родится, и оставьте его в роддоме». На это мне отвечают: «Вы что! Я так не могу!». Тогда приходится объяснять простые истины: оставить ребенка в роддоме, с тем, чтобы он остался жив и вырос в полноценной любящей семье. — это гуманнее, чем прерывание беременности. После таких разговоров женщины уходят, а потом приходят рожать и не оставляют детей в роддоме.

– Насколько часто приходится прибегать к кесареву сечению?

– Достаточно часто. В последние годы кесаревых сечений стало больше, и в дальнейшем их число будет только увеличиваться. Если раньше эта операция, в основном, проводилась в интересах матери, то сегодня количество показаний к кесареву сечению расширилось именно со стороны детей. Естественно, это увеличило общий процент малышей, родившихся таким образом.

- Женщины охотно идут на эту процедуру?

- Иногда очень охотно, иногда — нет, но когда начинаются схватки, они сразу же соглашаются. Такого, чтобы отказывались категорически, не было никогда. Ведь если мы назначаем кесарево сечение, значит к этому есть показания, а если женщина отказывается, то она неизбежно обрекает своего ребенка на возможные осложнения.

- А что вы можете сказать по поводу эпидуральной анестезии - ведь к ней тоже относятся неоднозначно?

- Это убеждение, что все роды надо обязательно обезболивать, пришло к нам из-за границы. Я не совсем согласна с этой позицией, поэтому рада, что сегодня «мода» на эпидуральную анестезию отходит. Ведь по сути это та же хирургическая операция, только в очень тонких сферах. И как любая операция, она имеет свои осложнения. Лично я считаю, что напрасный риск для того, чтобы просто обезболить роды, не нужен. Поэтому когда меня женщины спрашивают об этом, я всегда говорю им, что эпидуральная анестезия у нас в роддоме делается только по медицинским показаниям. А просто для обезболивания есть другие методы.

- Елена Михайловна, расскажите нашим читателям об экстракорпоральном оплодотворении — ЭКО, которое многие сегодня называют «технологией надежды».

–Экстракорпоральное оплодотворение — это вспомогательная репродуктивная технология, используемая при бесплодии. Суть метода ЭКО состоит в следующем: яйцеклетку извлекают из организма женщины и оплодотворяют искусственно в условиях «in vitro» («в пробирке»), полученный эмбрион содержат в инкубаторе, где он развивается в течение 2-5 дней, после чего переносят в полость матки для дальнейшего развития.

Елена черкашина

ЭКО считается высокотехнологичной медицинской помощью, и на него положена квота. Ведь эта процедура в нашем регионе не делается, женщины получают ее в федеральных учреждениях, к которым прикреплена Владимирская область. Это Приволжский окружной медицинский центр в Нижнем Новгороде, Северо-Западный в Санкт-Петербурге, Ивановский НИИ материнства и детства и несколько медцентров в Москве.

В прошлые годы на медпомощь такого рода было выделено очень небольшое количество бюджетных денег, поэтому у нас был колоссальный лист ожиданий - больше 200 пар. В 2011 году ситуация с количеством квот на ЭКО достаточно благоприятная — регион получил 180 квот, и нам удалось почти полностью закрыть лист ожидания прошлых лет. Но поскольку эффективность ЭКО составляет примерно 30%, то, конечно, появляются пары, у которых «не получилось». Эти пары снова создают очередь.

Есть семьи, у которых нет желания стоять в очереди и хватает средств на то, чтобы делать ЭКО за свой счет. Эта услуга в зависимости от медучреждения обходится им от 170 до 200 тысяч рублей за одну попытку. При этом не имеет значения, насколько эта попытка эффективна.

- Есть такая точка зрения, что государство, финансируя ЭКО, неразумно тратит деньги. А как думаете вы?

- ЭКО не решает демографические проблемы. Оно решает проблему конкретной семьи. Ведь каждый человек имеет право на ребенка.
 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру