Влюбленный в пятый океан
- Михаил, как давно вы занялись парашютным спортом?
- Когда мне было 14 лет, мой отец, сам парашютист, сказал: «Пойдем, прыгнем!». Пошли, прыгнули. С тех пор я влюбился в пятый океан. С 1985 года я дневал и ночевал на аэродроме. Потом с 1989 по 1998 годы был вынужденный перерыв - меня списали по зрению. В 1998 году я сделал операцию у чудо-доктора - господина Федорова - и вернулся в парашютизм. Сначала в качестве спортсмена, потом стал командиром парашютного звена, и наконец сегодня я — руководитель владимирской парашютной организации.
- Сколько лет парашютному спорту в нашем городе?
- Во Владимире прыгают со времени создания ДОСААФ — с 1937 года, значит уже 74 года.
- Где еще во можно прыгнуть с парашютом в 33-м регионе, кроме владимирского аэродрома?
- Можно прыгнуть в Киржаче. Но там правят бал москвичи, как следствие, цены немного выше.
- Парашютизм – это бизнес или спорт?
- И то, и другое. Во владимирском парашютизме есть мощная спортивная составляющая — есть увлеченные люди, для которых это и хобби, и спорт, и работа одновременно. Но для того, чтобы были деньги на спорт, ДОСААФ вынуждено вести предпринимательскую деятельность. Поэтому мы продаем возможность выполнить одиночный прыжок с парашютом и прыжок в тандеме, предлагаем услуги аэрофотосъемки и многое другое.
«Скажите: когда я залечу?»
- Меня, как «земного» человека, больше всего в прыжке захватывает момент выхода из самолета в пустоту...
- Те, кто решаются на шаг за борт самолета, всегда преодолевают барьер, за которым их ждут самые разные эмоции. Каждый парашютист испытывает неповторимые и не похожие ни на что ощущения, которые сложно описать словами.
- Я слышала, что кайф от прыжка многие начинают получать со второго раза...
- Отчасти это правильное мнение. Дело в том, что многие, совершая свой первый прыжок, не успевают разобраться в своих чувствах от полета, отчего после приземления у них почти нет эмоций.... Вроде бы и здорово - все-таки прыгнул, но впечатления все равно не те, за которыми поднимался в небо. Поэтому в первый раз многое зависит от того, как ты прыгнул — в тандеме или самостоятельно.
- А в чем разница?
- Как говорится в рекламе, разница есть. Во-первых, в цене — самостоятельный прыжок стоит 1700 рублей, прыжок в тандеме - 5000 рублей. Во-вторых, в принципе.
Первый вариант – для сильных телом и духом. После подробного инструктажа на «перворазника» навьючивается амуниция весом около 20 килограммов, герой САМ шагает в небо на высоте 600-800 метров над землей. Три минуты полета, торжественное приземление с кувырком и прогулка с комком из парашюта к месту взлета. Что называется, «три секунды ангел, три минуты - орел, остальные – лошадь».
В этом смысле второй вариант – тандем – более гуманный. На любителя острых ощущений надевается пассажирская подвесная система, а на инструктора – рассчитанный на двоих парашют типа «крыло». Все действия в воздухе выполняет инструктор, вам остается только наслаждаться тем, ради чего, собственно, все и затевалось — свободным падением. Прыжок происходит сразу с 3000 метров. Ощущения совсем другие — это тридцать секунд свободного падения, огромная скорость порядка 200 км/ч, возможность пилотировать купол и, конечно, мягкое приземление рядом со зрителями.
- А какие вопросы возникают у тех, кто хочет прыгнуть в первый раз?
- Кто-то начинает задавать глупые вопросы в духе: «Что будет, если не откроется парашют?» или «А если я боюсь высоты, что делать?». С такими мыслями лучше вообще оставаться на земле! А однажды «перворазница» спросила меня: «Скажите: когда я залечу?». Не подумайте ничего плохого, просто девушка хотела узнать, в каком взлете она поднимется в небо!
«Земной» инструктаж
- Страх перед прыжком - это чувство, с которым придется считаться?
- Страх высоты — естественное чувство для любого человека. Даже у «бывалых» парашютистов и инструкторов пусть не страх, а волнение все равно присутствует. Поэтому те, кто отважились прыгнуть в первый раз, должны быть готовым к тому, что они испытают это чувство. Чтобы этот страх был меньше, надо заранее подготовить себя к тому, что придется пережить. И, конечно, со всей ответственностью отнестись к «земной» подготовке.
- Объясните, что это такое.
- Для всех «перворазников» есть одна общая утвержденная программа, по ней они проходят инструктаж, предпрыжковую подготовку. За два часа на земле всем желающим полетать даются необходимые базовые знания, которые они будут использовать при выполнении прыжка. И непременно - медосмотр, где будет оцениваться и физическая, и психологическая готовность к прыжку. Кроме того, инструкторский состав помогает справиться с волнением и настроить на позитив тех, кто немножко сомневается...
- А были такие случаи, когда ваши клиенты в воздухе говорили: «Не, ребята, я передумал. Отдавайте мои деньги назад - я лучше пешком постою!»?
- Такое происходит один-два раза в год. Тех, кто передумал, просто аккуратненько отсаживаем и желаем приятного полета. Вы поймите, если человек совсем упирается и ни в какую не хочет прыгать, выталкивать из самолета его никто не будет.
- А если выпить для храбрости?
- Что вы! У нас это строжайше запрещено! После инструктажа и медосмотра все желающие совершить прыжок заполняют заявление, где в специальном медицинском разделе черным по белому написано: «не употреблял спиртные напитки и наркотические препараты последние 24 часа».
И стар, и млад
- Кто ваши клиенты? Судя по ценам на услуги — сплошь бизнесмены...
- Все, кто угодно. В небо хотят люди самого разного достатка и представители самых разных профессий. У нас прыгали школьники, студенты, директора предприятий. Сегодня стало модно дарить прыжок на день рождения. Очень популярен этот вид досуга у молодежи — студентов и постстуденчества. В летнее время каждые выходные к нам приезжают школьники из Вязников (тамошняя администрация очень активно поддерживает парашютный спорт). Есть и бизнесмены.
- Какие самые необычные клиенты посетили ваш клуб?
- Прыгала семья пенсионеров - бабушка с дедушкой, возраста за 65 лет. Прыгал даже 72-летний парашютист. Прыгал парень с протезом руки.
- И не побоялись? Насколько я слышала, парашютный спорт крайне травмоопасен.
- Да, это так. Но приземляться не опаснее, чем переходить через дорогу. Не посмотрел по сторонам — риски попасть под колеса становятся выше, посмотрел — все будет о'кей. Так и здесь — если следовать правилам, проблем не возникнет.
И хотелось бы сказать пару слов о самом частом страхе, что парашют не раскроется. Товарищи, со времени изобретения парашюта в 15 веке его так усовершенствовали, что сегодня такую ситуацию просто невозможно представить!
- Какие парашюты используются у вас в клубе?
- Когда мы еще только создавались, вспомнили про поговорку «скупой платит дважды» и закупили самое современное и качественное оборудование. В нашем аэроклубе более 50 парашютов - и отечественного производства, и американские.
Посмотреть на город сверху...
- Есть ли у парашютистов предрассудки или какие-нибудь приметы?
- Да, есть. Обычные люди говорят «последний», а у парашютистов есть понятие «крайний». Это касается как полетов, так и прыжков, а вообще этот сленг перешел уже и в «земную» жизнь. Кроме того, кто-то не фотографируется и не снимается на видео перед прыжком, но с удовольствием делает это после приземления. Другой может говорить определенный набор фраз или просто перекреститься перед прыжком. Все к этим моментам относятся с пониманием и уважением, и никто в клубе не будет над вами подшучивать или тыкать пальцем.
- Что говорят люди, когда приземляются?
- Все говорят одно и тоже: «Класс!».
- Михаил, кому вы посоветуете полетать?
- Был такой летчик Васильев, он как-то написал: «Кто не летал, тот не может знать всей прелести и красоты пространства». Я считаю, что это очень меткое высказывание. Как можно жить во Владимире и не знать, как он выглядит с высоты? Вот, например, наш мэр Сергей Сахаров как только вступил в должность, приехал к нам сюда и прыгнул, просто чтобы посмотреть на город сверху... Короче, если вы еще не прыгали — вам обязательно нужно попробовать!