Зацепинг: опасная игра

В погоне за адреналином и славой подростки все чаще рискуют жизнью

Железная дорога — место повышенного травматизма. Если бы граждане понимали это, то многих трагедий удалось бы избежать, считает начальник Владимирского линейного отдела МВД России на транспорте Александр Подобедов. 

В погоне за адреналином и славой подростки все чаще рискуют жизнью
Фото: vestinn.ru

А остановку отменили...

 

Зацеперы, или трейнсерферы — любители прокатиться на подножках, сцепных устройствах, поручнях и крышах вагонов электричек. Они снимают свои сомнительные подвиги на видео и выкладывают в Интернет. Они гонятся за адреналином и славой, и их не останавливает ни полиция, ни здравый смысл.


Владимирская область, в отличие, например, от соседней Московской, не сильно страдает от проделок зацеперов, но факты выявления зацепинга у нас все-таки существуют. Например, в прошлом году их было семь, а с начала этого года — три.


- Основная масса зацеперов — это подростки от 13 до 18 лет, — рассказывает Александр Геннадьевич. - Взрослые люди встречаются крайне редко, но и они поддаются этому опасному увлечению не с целью сэкономить на проезде, а ради экстрима.


Существует несколько разновидностей зацепинга: фронт-зацеп — это езда спереди, классика — езда сзади, руфрайд — езда на крыше поезда. Сложно сказать, какая из этих разновидностей «безопаснее». Черепно-мозговые травмы и переломы костей — самые безобидные последствия зацепинга. Из других регионов регулярно приходят новости о нахождении на путях обугленных трупов и отрезанных конечностей.


- В этом году у нас было травмирование подростка, — рассказывает Александр Подобедов. - Двое ребят приехали на каникулы к бабушке в поселок Второво, расположенный рядом с железнодорожной станцией. Они погуляли вдоль путей и от нечего делать решили покататься, зацепившись за последний вагон. Стоянка электрички, которую они выбрали, была короткая, поэтому залезть на поезд успел только один из ребят, второй замешкался и не поехал. Горе-путешественник планировал спрыгнуть на ближайшей станции, но из-за изменений в расписании остановка была отменена, и тогда подросток, испугавшись, спрыгнул во время движения. В результате он получил ряд серьезных травм и после падения какое-то время был в беспамятстве, а очнувшись, стал махать руками проходящим поездам. Его заметили и доставили в больницу в Ковров.

Александр Подобедов Фото автора

Штрафы нужно повышать

 

Другой случай произошел уже во Владимире — с «Ласточки» сняли зацепера, который между вагонами поезда ехал в Нижний на встречу с единомышленниками.


На досмотре парень не без гордости демонстрировал фото и видео в телефоне — помимо зацепинга, он увлекался также экстремальным селфи и руферством (лазанием по крышам высотных зданий). Родители, которые приехали подростка забирать, даже не догадывались об опасном хобби своего ребенка.


- Характерно, что на родителей подростков-нарушителей накладывается штраф по статье «Неисполнение родительских обязанностей по воспитанию должным образом» в размере 500 рублей. В то время, как за зацепинг положен штраф по статье «Нарушение правил поведения граждан на железнодорожном, воздушном или водном транспорте». Он составляет всего 100 рублей, — говорит Александр Генадьевич. - Уже неоднократно поднимался вопрос о неэффективности такого штрафа, есть предложения поднять его до 5000 рублей, ввести административный арест на срок до 15 суток, однако пока все изменения находятся в стадии проектов. И для подростков самым неприятным последствием катания на поездах станет постановка на профилактических учет в правоохранительных органах.


...Главный транспортный полицейский региона рассказывает, что проводится большая работа по предотвращению нарушений. Это и профилактическая работа в учебных заведениях, и регулярный мониторинг групп в соцсетях.


- Как правило, зацеперы создают закрытые группы, и нашим сотрудникам приходится проявить фантазию, чтобы внедриться и завоевать необходимый для дальнейшей оперативной работы авторитет, — рассказывает Александр Подобедов. - В этом сезоне мы вычислили одного из организаторов подобных групп — несовершеннолетний житель Камешковского района искал себе единомышленников, чтобы покататься. С ним была проведена серьезная профилактическая беседа.

 

Недопустимая беспечность

 

Другая беда полиции на транспорте — это паркурщики, ребята, которые залезают на вагоны, чтобы потом с них грациозно спрыгнуть.

 

- В прошлом году во Владимире двое парней пришли на железную дорогу. Один залез на вагон поезда, а второй приготовился снимать его прыжок на видео, но ролик получился грустным — парень попал в зону контактной сети и умер от удара током на месте.


Кстати, несмотря на все старания правоохранителей, и взрослые люди проявляют вопиющее отсутствие сознательности. Особенно в летний период, когда дачники активно пользуются железнодорожным транспортом.

 

Если пассажиры пытаются сэкономить на проезде и пробираются к электропоезду в неположенном месте, — это стандартная ситуация. Люди ломают замки и гнут прутья ограждений, приводят в негодность электронные запирающие устройства. К каждой калитке не приставишь сотрудника полиции. А профилактические мероприятия хоть и дают результаты, но только на время.


- Между тем переход железной дороги в неустановленном месте влечет за собой не только административный штраф в размере 100 рублей. Это реальная угроза для жизни, — уверен Александр Подобедов. - Часто причинами трагедии, унесшей чью-то жизнь, становится банальное желание на полминуты сократить свой путь.


Так, на станции Навашино, которая обслуживается Владимирским линейным отделом, бабушка с семилетней внучкой решила перебежать пути, несмотря на идущий поезд. В итоге ребенок споткнулся, упал, и только чудом не произошло беды — бабушка отделалась испугом, а девочка — переломом голени.


А многие самоуверенные граждане гуляют вдоль железной дороги или прямо по путям, слушая музыку в наушниках. Это недопустимая беспечность!


- Мне хочется обратиться ко всем пассажирам с убедительной просьбой соблюдать правила безопасности граждан на железнодорожном транспорте, не экономить время в ущерб самим себе и помнить о старом принципе «выиграешь минуту — потеряешь жизнь», — говорит Александр Подобедов.

 

Справка МК

 

Это надо знать!

 

- Если вы переходите железнодорожные пути и видите приближающийся поезд, вы не сможете точно определить, по какому пути он проследует. А движущийся поезд остановить непросто. Его тормозной путь в зависимости от веса, профиля пути в среднем составляет около тысячи метров. Кроме того, надо учитывать, что поезд, идущий со скоростью 100-120 км/час, за одну секунду преодолевает 30 метров. А пешеходу, для того чтобы перейти через железнодорожный путь, требуется не менее пяти-шести секунд.

 

- Неподвижные вагоны безопасны лишь на первый взгляд. Подходить к ним ближе, чем на пять метров, нельзя: каждый вагон на станции находится в работе, поэтому он может начать движение в любую секунду. И если какой-нибудь выступ или рычаг вагона зацепится за одежду зазевавшегося человека, то несчастного обязательно затянет под колеса.

 

- Сила воздушного потока, создаваемого двумя встречными составами, составляет 16 тонн. Известны случаи, когда гравий, поднимаемый во время движения двух встречных составов, бил стекла вагонов. При такой нагрузке человека запросто может затянуть под поезд. Поэтому нельзя пересекать железнодорожные пути там, где вам это удобно.

 

- Если вам приходится пересекать неохраняемый переезд, внимательно следите за сигналами, подаваемыми техническими средствами, убедитесь, что не видите приближающегося поезда.

 

- Не переходите пути при запрещающем сигнале светофора переездной сигнализации независимо от положения и наличия шлагбаума.

 

- Стрелочный перевод — запрещенное для перехода место, предугадать режим работы стрелки неосведомленному человеку невозможно.

 

- Напряжение в проводах чрезвычайно высокое: до 27500 вольт (для сравнения: дома в электропроводке — 220 вольт). Сильный ожог от контактного провода может получить даже на расстоянии 2-х метров от него.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру