Музей: менять нельзя оставить прежним

Утихнут ли страсти вокруг музея -заповедника?

«Музей: менять нельзя оставить прежним». Запятую в этом предложении и точку в противостоянии между общественностью и новым директором ВСМЗ пытались поставить организаторы нового проекта «Зерно». В рамках нового дискуссионного клуба состоялась долгожданная встреча с Игорем Конышевым, который сменил на этом посту Светлану Мельникову. Спустя 9 месяцев после исторического назначения.

Утихнут ли страсти вокруг музея -заповедника?
Золотые ворота Фото: Аннета Татарникова

Кто за музей ответит?

 

Для тех, кто не в курсе дела, поясним, что вопросов к Игорю Конышеву у общественности за это время накопилось очень много. Столь же много Игорь Валерьевич получил и критики в свой адрес. Противостояние вышло даже на федеральный уровень: почетный президент ВСМЗ Алиса Аксенова даже ставила вопрос об отставке Конышева перед министром культуры Владимиром Мединским. А месяц назад известный владимирский политолог Роман Евстифеев написал письмо с просьбой спасти Владимиро-Суздальский музей-заповедник. По мнению политолога, «работа нового генерального директора И.В. Конышева наносит музею серьезный ущерб, негативно сказывается на имидже учреждения, региона, России в целом».

 

В вину Конышеву ставят, во-первых, растрату музейных денег. В частности, покупку дорогостоящего автомобиля за 1,8 миллиона рублей, концертного рояля за 2,6 миллиона, нового логотипа музея-заповедника — за 400 тысяч и нового же сайта — за 4 миллиона. Немалые средства уходят и на так называемую «закупку праздников» — то есть наем для их проведения «профессионалов со стороны», в то время как раньше праздничные действа устраивались силами самих работников заповедника.

 

При этом, если автомобиль и рояль имеют фиксированную стоимость, логотип, сайт и праздники приобретаются Конышевым «у единственного поставщика», то есть, без какого-либо аукциона. При этом владимирские специалисты утверждают, что выполнили бы ту же самую работу в разы дешевле.

 

Уровень выполненного «заказа», по крайней мере в случае с логотипом, тоже вызвал у общественников тревогу. Как только не называют в сетях несчастного трехлапого льва с пьяным взором и злобным оскалом. Даже на независимую экспертизу в знаменитую дизайн-студию Артемия Лебедева его посылали...

 

Вторым новшеством директора, которое также ставят ему в вину, стала покупка вединговых автоматов по продаже чипсов и газировки, которые установили прямо в холле музея у подножия парадной лестницы. Не нравится общественникам и то, что уже упоминавшийся выше современный рояль поставили прямо в архиерейских палатах Суздальского кремля среди исторической обстановки 17-18 века.

 

В-третьих, Конышев сделал ряд громких заявлений, среди которых — демонтаж знаменитой диорамы о взятии Владимира татаро-монголами, возможная передача Георгиевского собора в ведение РПЦ и «заморозка» восстановления многострадальной усадьбы Храповицого в Муромцево.

 

И, в-четвертых, сотрудники музея решили вынести «сор из избы» и пожаловались журналистам на массовые сокращения (Игорь Конышев называет их «оптимизацией») и значительное снижение материальных выплат.

 

Ответить на все вышеперечисленные и некоторые другие претензии и вопросы и согласился наконец Игорь Конышев на минувшей неделе. Отметим, что ранее гендиректор ВСМЗ не провел ни одной пресс-конференции и старательно уходил от общения с прессой.

Гендиректор ВСМЗ Игорь Конышев Фото: Аннета Татарникова

Музею нужны туалеты

 

Встреча с журналистами и общественниками изначально была запланирована на полтора часа, но вопросов к гендиректору музея накопилось так много, что общение растянулось на три часа.

 

Итак, по пунктам. На первый вопрос, который был задан журналистами: «Собираетесь ли вы по-прежнему покупать праздники в подмосковных фирмах?» Конышев от прямого ответа ушел, сообщив, что существуют, мол, «определенные центры компетенции». А чтобы журналистам было понятно, объяснил на примере общественных туалетов, которых, по подсчетам Игоря Конышева, мягко говоря, не хватает.

 

- Давайте посчитаем туалеты в музее. 15 музейных комплексов, из них туалеты есть в пяти. Вот ответ на вопрос, насколько «френдли» (дружественная — прим. авт.) сейчас ситуация в музее, насколько мы клиентоориентированны. В Муромцево мы расчищаем каскад прудов, от Дворца и заканчивая прудом. И если раньше посетители приспосабливали плотнозаросший кустарником, деревьями каскад под свои нужды, то сейчас мы видим, что приспосабливать там нечего. И один из мобильных туалетов у нас появится в Муромцево обязательно. В Кидекше, когда приезжают туда иностранцы, возникает необходимость — идут в овражек, оказывается, они там не первые, и потом мы спасаем иностранцев...

 

Так вот, возвращаясь к «центрам компетенции», — во Владимирской области производится только туалет «Дачный», что для музея никак не подходит. Значит, придется покупать в другой области. С праздниками, мол, так же...

 

Надо сказать, «туалетная тема» еще не раз всплывала в ответах Конышева на разные вопросы. Например, он сообщил, что детским группам, которые пришли в Палаты, пользоваться одним туалетом с группами взрослыми нелегко. А также о том, что насмотревшись на экспонаты в музее «Родная природа», ребенок вообще не может найти отхожее место в данном заведении. Что тоже неприемлемо.

 

«Поп-арт» в учреждении культуры неуместен?

 

Кроме общественников, музейных работников (некоторые из них признались, что впервые воочию видят собственного директора), журналистов и некоторых чиновников, на встречу пришел уполномоченный по правам ребенка Геннадий Прохорычев. Геннадия Леонардовича в первую очередь интересовала судьба Детского музейного центра, который по слухам собираются ликвидировать.

 

Игорь Конышев довольно благожелательно ответил, что в ближайшее время Детский центр останется на своем месте, возможно, лишь несколько изменится его тематика, чтобы он мог привлекать детей самого разного возраста:

 

- Детский музейный центр работает, принимает своих посетителей, ничего страшного с ним не произошло и в ближайшее время не произойдет, хотя думать, как его менять, мы начали. Мы по тематике Детского центра принимаем детей, где-то 8-10 лет, а вот подросткам наши куклы и наши парты уже не интересны... А так — ни один волос с головы медведя не упал, а нос Буратино торчит, указывая в сторону прогулки по музейной улице...

 

Однако, на этом претензии детского омбудсмена не закончились. Прохорычев привел с собой группу поддержки, среди которой была учитель начальных классов школы №26 Светлана Федоровна. Ее ученики, будучи на экскурсии в «Золотых воротах», приобрели в музее («очаге культуры» — как подчеркнул омбудсмен) две монетки, стилизованных под старину. На одной из них было написано «Пить» и с другой стороны «Точно пить», на второй красовалась голая попа и подпись: «Не ищи приключений на свою...» Вот такой вот «поп-арт»...

Учитель школы №26 Светлана Пеньевская Фото: Аннета Татарникова

На вопрос, должны ли подобные сувениры продаваться в «очаге культуры», Игорь Конышев поначалу выразил сомнение, в музее ли были куплены монеты. Но Прохорычев предъявил товарный чек, а так же сообщил, что прошел по всем владимирским объектам ВСМЗ и обнаружил такие монетки не только в «Золотых воротах», но и музее «Водонапорная башня».

 

Крыть Конышеву стало нечем, и он сообщил, что «сам удивлен».

 

- Считаю, это не совсем корректно, надо, действительно, пройтись по музейным ларькам и понять, что там. Во-первых, надо понять, кто нам эти монетки сдал. Потому что мы не покупаем их, а торгуем в режиме комиссионной торговли. Видимо, кто-то зло пошутил. Задам вопрос торговому отделу, — пообещал гендиректор ВСМЗ.

 

Объект или декорация?

 

Нешуточные страсти горели и вокруг известной всем диорамы «Штурм Владимира в 1938 году» народного художника Дешалыта. Диорама многие годы является визитной карточкой Золотых ворот.

 

- Я не буду останавливаться на Золотых воротах, — заявил Конышев. - Скажу в целом по экспозициям. Действительно, мы сейчас пытаемся понять, какие из них и в какой последовательности нам хотелось бы реэкспонировать. Некоторые просто физически устарели, и их надо менять. В этом нет ничего страшного: в современном мире экспозиция в музее живет не больше 10 лет. В 2020 году мы поставили себе цель обновить четверть экспозиций. У нас есть проблемы со светом, с подачей материала, все это как раз реэкспозиция и решает.

 

Также Игорь Конышев сообщил, что бесценным наследием любого музея является «музейный предмет». А вот декорации, в которых он находится — витрины, стеллажи и прочее — не стоят ничего. Они должны жить лет 10, а потом их надо менять.

 

На прямой вопрос, считает ли Игорь Конышев диораму декорацией или это все-таки, по его мнению, «музейный предмет», гендиректор ответил, что диорама, однозначно, — декорация. Ее нужно реставрировать, в таком виде, в каком она сейчас, быть в «Золотых воротах» диорама не может.

 

Также Конышев обозначил желание перенести куда-нибудь Галерею героев, которая в данное время экспонируется в «Золотых воротах» и скафандр космонавта, подаренный музею-заповеднику нашим земляком Валерием Кубасовым.

 

Я во Владимир не рвался...

 

Некоторое время назад в прессе активно муссировался вопрос о кандидатской дисертации Игоря Конышева. Дело в том, что гендиректор ВСМЗ окончил Тимирязевскую сельхозакадемию, но, когда он был назначен директором музея-заповедника, представитель Минкульта, который приезжал во Владимир, чтобы лично представить общественности Конышева, объявил, что тот является кандидатом исторических наук.

 

Целый месяц информация о кандидатской диссертации висела на сайте ВСМЗ в разделе: «руководство музея». Но после того, как журналисты стали «копать», оказалось, что никакой диссертации нет и не было. После поднятой в прессе шумихи, строчка о диссертации и кандидатском звании с музейного сайта исчезла.

 

- Почему вы сразу не поправили чиновника из Минкульта, который неверно назвал вас кандидатом исторических наук? — спросили у Конышева ближе к концу встречи.

 

И получили ответ:

 

- Как вы можете догадываться, я во Владимир не рвался, и за два дня до назначения даже не знал, что здесь окажусь. Не поправил, потому что момент своего представления коллективу музея помню плохо.

 

- А почему на сайте эта информация целый месяц висела?

 

- А сайт музея я вообще не читаю, он мне не нравится, — был ответ.

 

В заключение встречи Игорь Конышев пообещал, что владимирцев и туристов вскоре порадуют свежими временными экспозициями. Например, к предстоящему 100-летию Октябрьской революции музей готовит выставку «Миф о любимом вожде», которая будет посвящена Владимиру Ильчу Ленину.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №15 от 5 апреля 2017

Заголовок в газете: Музей: менять нельзя оставить прежним

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру