Основано на реальных событиях
Мои приятели, которые трудятся на преподавательском поприще в городских школах, говорят, что только чудо поможет большинству одиннадцатиклассников получить достойные оценки. Современные дети, которые узнают об окружающем мире с помощью телевизора и соцсетей, а не с помощью книг или учебников, отличаются от своих предшественников узким кругозором и полной уверенностью в том, что им не нужны никакие знания (при этом все поголовно хотят поступить в вуз). Отрицательный эффект прогресса дополняется особенностями образования, ориентированного на сдачу ЕГЭ. Подавляющее большинство старшеклассников нацелены на решение тестовых заданий, и если в процессе учебы у них возникают затруднения, им проще что-то зазубрить, чем постараться понять суть предмета. Поверхностное восприятие материала становится причиной того, что дети пишут совершенную несуразицу, если контрольная или лабораторная работа проходит не в форме теста. Некоторые владимирские учителя уже собирают собственные коллекции ляпов, достойных пера Михаила Задорнова.
- Я пока не пошла в школу работать, считала, он эти шутки выдумывает, — говорит учитель русского языка и литературы Ирина Петрова. - А теперь понимаю, что я могу после каждого сочинения такие юмористические рассказы выдавать на-гора, и основаны они будут, так сказать, на реальных событиях.
«Пушкин принес безнадежность»
Ирина рассказывает, что сегодняшние хорошисты и отличники по уровню знаний порой не дотягивают до тех, кто раньше учился на тройки.
- Трудно найти человека среднего возраста, который мог бы перепутать Льва Толстого с Алексеем Толстым. А сегодняшние ученики и не догадываются, что писателей с такой фамилией в истории русской литературы было двое! На занятиях дети рассказывают мне, что Обломов написал «Гончарова», а авторство романа «Отцы и дети» принадлежит какому-то Василию Щепкину. Вот перлы из сочинений моих учеников и учеников знакомых учителей:
- «Иван Гоголь в «Мертвых душах» оголяет темные места чиновников»;
- «Ассоль и Грэй могли бы найти между собой язык»;
- «в стихотворении Гумилева жираф бродил, словно изысканный»;
- «Анна Каренина зарекомендовала себя беспредельщицей»;
- «Пушкин принес безнадежность в конец «Евгения и Онегина»;
- «Мастер злой, как оксюморон (в романе «Мастер и Маргарита» — Прим. авт.)»;
- «Черевички — это типа современных лабутенов».
С грамотностью, по словам Ирины Петровой, сейчас и вовсе настоящая катастрофа:
- Вот примеры из последнего диктанта: «во зникновение», «болею сильную», «громатика» и «правельность», «нащот того или иново».
Этот город, не похожий ни на что вокруг
Что касается географии, то, несмотря на доступность «Гугл мэпа» или «Яндекс карт» (сервисов, о которых предыдущие поколения могли только мечтать), мало кто знает, где находится «Крым наш». То есть то, что он наш, знают все юные патриоты, а вот его местоположение для некоторых школьников — большая загадка.
«И уехал он жить, -— делится с учителем географии ученица 10 класса. — То ли во Владикавказ, то ли во Владивосток, в общем, куда-то за границу».
Нам остается только догадываться, где такая «заграница» находится: ближе ли к нам, чем «Швецария», дальше ли, чем «Казакстан»... А может быть, она где-то рядом с «Санктопитербургом»? Кстати, ученик из этого же класса спросил учителя, есть ли дьюти-фри на границе с Татарстаном.
- Однажды на практической работе я хотел дать подсказку (про государство Израиль), — говорит учитель географии Илья Иванов. - Назвал столицу, страны-соседи. И добавил: «Ну где живут евреи?». «В Ереване!» — воскликнул довольный ученик. Мы с друзьями теперь шутим: ты что, еврей из Еревана?
Средневековый век
Послушаешь рассказы учителей истории — и подумаешь: и смех, и грех...
- Это шедевры тупости! — восхищается Евгений Николаев. - Самые умные ученики называют Семибоярщину «самобарщиной», Тушинского вора — «тульским разбойником», а изданный Петром Первым Табель о рангах — «Табелем Оранго». Причем если вы спросите их, кто такой Оранго, они обязательно попытаются вам ответить. Но это, повторюсь, те, кто имеет хоть какое-то представление о предмете. Другие радуют перлами типа: «Из положительного Павел ничего не сделал, кроме своей смерти»; «В 19 веке крестьяне все больше раскрепощались»; «После выстрела «Авроры» буржуазия превратилась в пролетариат».
С другой стороны, чего мы хотим от старшеклассников, если уважаемые политики с историей на «вы». Так, глава Чувашской Республики Михаил Игнатьев обогатил «цитатник-2016» фразой о том, что Иван Грозный ехал из Москвы в Петербург.
- Отдельная тема — рефераты, которые приносят ученики, — продолжает Евгений Николаев. - К концу второй четверти мне сдали сразу две гениальные работы. Одна из них называлась «Средневековый век» (я давал тему «Средневековый город»). Другому ученику я задал написать реферат про Радищева, того самого, что путешествовал из Петербурга в Москву. Мне вручили два аккуратно оформленных листочка — на первом «выполнил-проверил», тема: «Про Радищево», на втором — справка из «Википедии» размером в один абзац. Начиналась она так: «Радищево — пассажирская платформа на главном ходу Октябрьской железной дороги у поселка Радищево Солнечногорского района Московской области. Состоит из двух боковых пассажирских платформ, соединенных только настилами через пути...»
Даешь «бестестовые» экзамены!
Тяжелее привести примеры из области естественных и точных наук — формулы и задачи в статье не опишешь. Однако бывший преподаватель ВлГУ, кандидат технических наук Валентин Маковецкий уверяет: и в этой сфере встречаются смешные ляпы. Причем не только в ответах учеников, но и в вопросах ЕГЭ.
- Я веду факультатив по физике для школьников микрорайона Заклязьменский в местном клубе, — рассказывает Валентин Архипович. - Так вот, одна моя ученица, купив пособие «Физика. ЕГЭ-2017» обнаружила ошибки в 18 из 30 заданий. Из-за небрежности и некомпетентности редакторов пособия и его издателей будут введены в заблуждение 15000 выпускников (таков тираж этого издания)! Кроме того, вопреки обещаниям нового министра образования, что ЕГЭ скоро станет «бестестовым», «свежевыпущенные» пособия пестрят тестовыми заданиями.
- Хотелось бы, как минимум, попросить более тщательно редактировать пособия по подготовке к единому госэкзамену, а также исправить уже опубликованные несуразные схемы и рисунки, провести работу над ошибками в вопросах ЕГЭ, — говорит Валентин Маковецкий. - А как максимум преподаватели ждут того, что варианты ответов в задачах будут ликвидированы, и школьники-«угадайки» не смогут ставить галочки произвольно. Это заставит учеников думать. Тогда и ляпов станет меньше.
Имена и фамилии преподавателей, которые поделились с нами коллекциями ляпов, были изменены.