Во Владимир с космодрома «Байконур» прислали дневники Каманина

О создании военно-космических сил говорили еще в начале 60-х

Меньше месяца осталось до знаменательной для нашей страны даты — 55-летия полета первого человека в космос. С особым трепетом отпраздновать эту дату готовятся члены Владимирской общественной организации ветеранов космодрома «Байконур». Многие из них стояли у истоков отечественной космонавтики, воочию видели Гагарина, Титова, Николаева, Нелюбова, Быковского, Поповича, а также легендарного командира первого отряда космонавтов Николая Каманина.

О создании военно-космических сил говорили еще в начале 60-х
Каманин (справа) с космонавтами у стелы, посвященной запуску искусственного спутника Земли Фото: из личного архива М.Яшукова

Наш знаменитый земляк

 

Мало кому известно, что один из первых Героев Советского Союза, первый командир отряда космонавтов Николай Петрович Каманин был уроженцем Владимирской области.

 

Родился он 18 октября 1908 года в семье меленковского сапожника Петра Ивановича Каманина. Отец будущего героя в 1917 году был избран на должность заведующего уездным отделом продовольственного снабжения, а когда Николаю исполнилось 11 лет, умер от тифа. Мать, Стефанида Даниловна, после смерти мужа пошла работать ткачихой на текстильную фабрику. Будучи вдовой, она в годы гражданской войны, разрухи и голода сумела вырастить детей и дать всем им образование. В Меленках Николай Каманин получил среднее образование в школе №1, затем в 1927 году уехал в Ленинград поступать в летную теоретическую школу Вооруженных сил.

 

Биография наставника Гагарина растиражирована достаточно широко. Но о тех годах, когда он работал на космодроме «Байконур», долгое время было известно мало. Однако на днях бессменному председателю Владимирской организации ветеранов «Байконура» Михаилу Яшукову прямо с космодрома прислали дневники нашего прославленного земляка.

 

- До недавнего времени дневники Николая Петровича были засекречены, — говорит Михаил Яшуков. - На протяжении многих лет наша космонавтика представала перед широкой общественностью лишь своим «парадным фасадом». В ее истории еще много белых пятен, а потому для ее воссоздания особенно важны документальные источники, свидетельства из первых рук.

 

О чем же рассказали дневники Каманина?

 

Он выбрал Гагарина

 

- Из дневников, которые я получил с космодрома, можно узнать, что Каманин хорошо понимал — «космос ошибок не прощает», — рассказывает Михаил Яшуков. - Он предостерегал от попыток его освоения «кавалерийскими наскоками» и добивался обеспечения наибольшей безопасности полетов.

Михаил Яшуков Фото: из личного архива М.Яшукова

Предметом особой заботы для генерала Каманина был так называемый «военный космос», которым тогдашние высокие армейские руководители долго не хотели заниматься, в отличие от их американских коллег.

 

- Интересный факт: военно-космические силы, о необходимости создания которых неоднократно заявляли и Каманин, и «отец отечественной космонавтики» Королев еще в начале шестидесятых, — отмечает Яшуков, — были образованы в стране лишь тридцать лет спустя.

 

С 1960 года Каманин руководил отбором и подготовкой первых советских космонавтов. В январе 1961 года приказом главнокомандующего ВВС была сформирована комиссия для приема выпускных экзаменов у первых шести слушателей Центра подготовки космонавтов. По результатам экзаменов комиссия рекомендовала следующую очередность использования космонавтов в полетах: Гагарин, Титов, Нелюбов, Николаев, Быковский, Попович.

6 апреля 1961 года Сергей Королев, Мстислав Келдыш и Николай Каманин на космодроме «Байконур» подписали задание космонавту на одновитковый полет вокруг Земли. В нем были указаны цели полета и действия космонавта при нормальном его ходе, а также в нештатных ситуациях.

 

8 апреля 1961 года на закрытом заседании, где присутствовали только члены государственной комиссии, Николай Каманин от имени ВВС предложил первым кандидатом на полет считать Юрия Гагарина, а запасным — Германа Титова. Комиссия согласилась с этим предложением.

 

Белые пятна истории

 

Открывают дневники и менее известные факты. Например, из них можно узнать о зарплатах космонавтов и самого Каманина. По тогдашним меркам они были просто космические! В то время как обычный советский служащий получал в среднем 120 рублей, оклад Гагарина составлял 450 рублей, с надбавками — 639 рублей, майор Титов получал немногим меньше: 400 рублей оклад, всего же — 579 рублей. Зарплата Каманина была всего на 100 рублей выше, чем у Гагарина.

 

О праздновании во Дворце съездов первой годовщины полета человека в космос у Каманина рассказ не слишком радужный: «В президиуме было много лиц, не имеющих никакого отношения к космосу, а Королев — один из главных «виновников» наших космических триумфов — сидел в зале. Мне было обидно за Королева… внимания достойны и создатели первых космических кораблей. А Дворец съездов… выстроен не на месте: рядом с древними кремлевскими храмами он выглядит современным пижоном среди именитых бояр».

 

Всего через год после первого полета человека в космос Советский Союз уже активно готовился к запуску человека на Луну. Каманин писал: «Я глубоко убежден, что мы можем через три года осуществить экспедицию на Луну, но это возможно только при отличной организации дела и полной мобилизации всех наших возможностей. К сожалению, пока нет ни того, ни другого». Саму экспедицию (как мы теперь уже знаем, не состоявшуюся) Каманин видел так: «Экспедиция на Луну — это полет не одиночного корабля, а целой космической эскадры из 3-5 кораблей. На лунной орбите нужно будет иметь не менее трех кораблей с запасом горючего и средств жизнеобеспечения, способных оказать помощь прилунившимся космонавтам».

 

В 1965 году, по мысли Каманина, было вполне реально осуществить программу «Выход» (речь идет о высадке на Луну — Прим. ред.) и довести продолжительность полета одного космонавта до 10-12 суток, а экипажа из двух человек — до 5-6.

 

«К сожалению, мы делаем много ошибок, — признает Каманин. — ...наши лунники, межпланетные станции, спутники связи и телевидения, а также другие космические аппараты имеют много досадных недоработок... Громадный опыт авиационной промышленности не используется при разработке беспилотных космических аппаратов... ведомственная «драчка» мешает делу».

 

* * *

 

В 1972 году генерал-полковник Каманин получил отставку, после чего жил в Москве. Приезжал и во Владимирскую область. Умер Николай Петрович 12 марта 1982 года, похоронен на Новодевичьем кладбище. А во Владимире в честь нашего знаменитого земляка назвали улицу и установили на ней памятную доску с надписью: «Улица названа в честь Николая Петровича Каманина, героя Советского Союза, руководителя с 1961 по 1971 годы Центра подготовки советских космонавтов».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №12 от 16 марта 2016

Заголовок в газете: О создании военно-космических сил говорили еще в начале 60-х

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру